Разделы

Теги

Ещё
Блоги
2 ноября 2017 г. Променад выходного дня
19 октября 2017 г. Найти и обезвредить
23 августа 2017 г. А важен ли цвет?
19 августа 2017 г. Катушечная тема. То, о чём многие забывают
26 июля 2017 г. Приятный бонус неприятного лета…

В одной из своих записей я упоминал о том, что фрикционный тормоз катушек нуждается в определённом уходе и внимании. Сегодня я хочу эту тему затронуть более подробно.

Заострить внимание на теме фрикционного тормоза (далее просто фрикцион) я решил неспроста. Ко мне на обслуживание поступает немалое количество «разношёрстных» катушек со всех уголков нашей страны, и как показывает статистика, в 70-80% случаев налицо явные признаки нарушения тех самых двух «золотых правил», о которых речь пойдёт дальше.

Правило первое. Гайка фрикциона всегда должна быть расслаблена, кроме случаев, когда катушка в работе.

Очень часто приезжают катушки с «наглухо» затянутым фрикционом, что является грубейшей ошибкой рыболова по отношению к своему рабочему инструменту. Почему так важно держать фрикцион в ослабленном состоянии? Фрикционы рыболовных катушек (независимо от того, мультипликаторная это катушка или безынерционная) состоят из одного или нескольких комплектов так называемых тормозных дисков, смазанных специальной смазкой, обеспечивающей их плавную работу во время сопротивления рыбы. Одни из дисков всегда выполнены из металла, другие же изготавливаются из различных материалов, например: войлок, фетр, карбон и пр.

Если фрикцион всегда держать затянутым, то это неизбежно приводит к тому, что во-первых, смазка, нанёсенная на тормозные диски, просто напросто выдавливается с рабочей поверхности и перестаёт выполнять свою функцию, а во-вторых, диски между собой слипаются, ссыхаются и перестают работать так, как должно им работать.

Неметаллические диски деформировались от натиска.

И «прикипели» к металлическим дискам.

Если рассмотреть фрикционный тормоз мультипликаторных катушек (далее, с вашего позволения, просто мульты), то там будет ещё и «в-третьих». Архитектура мультов такова, что одним из важнейших элементов фрикциона являются тарельчатые пружины (в простонародье изогнутые шайбочки) выполненные из металла.

При затягивании звезды фрикционного тормоза (Drag Star) они, через опорный подшипник, а иногда и напрямую, оказывают контактное давление на втулку роликового подшипника (обгонка, стопор обратного хода), которая в свою очередь передает это давление на первый фрикционный диск – самую большую металическую «тарелку». Соответственно, если фрикцион мульта всегда держать в рабочем состоянии (то есть затянутым), то со временем эти тарельчатые пружины привыкнут к такому состоянию, и ослабнут. Поверьте, это произойдёт обязательно (тут только вопрос времени), и их придётся менять.

Вывод напрашивается только один, и он указан в названии правила №1. Проще говоря – порыбачил? Не забудь открутить гайку фрикциона и расслабить его. Тогда он дольше будет в исправном состоянии и не будет доставлять непредвиденных проблем.

Правило №2 касается только тех катушек, у которых подшпульный узел имеет вот такой вид как на фото ниже.

Правило №2. Перед затягиванием гайки фрикциона убедись в правильности установки шпули.

Недавно у моего знакомого, Володи Потманского, произошла не очень приятная ситуация с катушкой Daiwa Luvias 3012 и он был вынужден обратиться ко мне за консультацией и помощью. Суть проблемы была в том, что когда он начинал тянуть за шнур, гайка фрикциона вращалась совместно со шпулей и происходило самозатягивание фрикциона. Диагноз был поставлен сразу с точностью 99% – не правильно установлена шпуля. Попросил его прислать фото шпули и верхней шайбы фрикциона. Вот что было на фото.

Видите, на шайбе, близ посадочного места на подшпульный узел, имеется деформация кромок центрального отверстия в виде неких бугорков? Это довольно часто встречающаяся проблема на катушках с подобной архитектурой данного кинематического узла. Когда гайка фрикциона расслаблена, то шпуля имеет свободный ход вдоль оси штока и при крайнем верхнем положении верхний металлический диск фрикциона может полностью сниматься с подшпульника и просто криво встать на своё посадочное место. На фото ниже показано как правильно и как может произойти.

Правильно.

Не правильно.

Если не обратить на это внимание, то при затягивании гайки фрикциона произойдёт деформация кромок центрального отверстия верхнего диска путём выдавливания его посадочным местом в углубление в гайке фрикциона, и он не будет держаться на подшпульнике должным образом.

Произойдёт именно то, что и случилось у Володи. Шпуля неправильно установилась на подшпульник и фрикцион перестал работать.

В общем-то, это не очень серьёзная проблема, так как вылечить её можно в домашних условиях (как это сделал Владимир по данной мной ему инструкции), но от этого не менее неприятная. Однако, стоит пару-тройку раз так «косякнуть» и придётся детальку менять. Вечно править её не получится.

Вывод опять однозначный, как и в первом правиле: прежде чем затягивать фрикцион, убедись, правильно ли шпуля «села» на подшпульный узел, и только после этого затягивай фрикцион.

Вообще, кому-то из вас может показаться, что я двинутый на катушечной теме и слишком трепетно к ним отношусь, заостряя на этом много внимания. Если вы так думаете, то, в принципе, вы отчасти правы. Да, я действительно двинутый на технике и механизмах, и к технике имею особое отношение. Я считаю, что техника это то, к чему стоит относиться с повышенным вниманием, ведь от того, в каком состоянии находится наша техника зависит очень многое и мелочей в данном вопросе не бывает. Призываю всех и каждого относиться к своей технике с должным вниманием, и не забывайте после рыбалки ослаблять фрикцион)))

Берегите природу! Хороших вам рыбалок...

 
Новости
Полезные ссылки
 

 

 

 

 

 

 

 

Это интересно