Разделы

Ещё
Статьи
Александр Евмененко «Sana»
виды ловли: поплавочная удочка, фидер

В первые выходные июля на набережной красивой реки Сож в городе Гомеле прошёл второй этап Чемпионата Беларуси по фидеру 2014. Нашей команде Briscola Feeder Team Belarus удалось занять на этих соревнованиях второе командное место. Но этому, неплохому, в общем-то, результату предшествовал довольно драматический период подготовки. Пришлось изрядно поломать голову, прежде чем удалось найти хотя бы приблизительные подходы к гомельской рыбе.

Но обо всём по порядку.

Примерно за месяц до этого из Гомеля стала приходить информация об очень низкой воде и критически малом количестве рыбы. Были даже предложения о переносе этапа Чемпионата на другой водоём. Однако организаторы остались непреклонны.

Кубок Гомеля

За неделю до этапа Чемпионата в том же месте прошли традиционные соревнования «Кубок Гомеля». Конечно же мы не могли упустить такую возможность потренироваться в реальных условиях и познакомиться с ситуацией на водоёме.

Выдвинулись в четверг вечером, чтобы иметь возможность в пятницу как следует потренироваться. Дорога, к счастью, не преподнесла сюрпризов и к вечеру мы благополучно были в Гомеле.

Утром выдвинулись на берег. Вода действительно была очень низкая. Сектора для тренировки распределялись жеребьёвкой. Мы попалим в правое крыло зоны А. Это относительно глубоководный участок, поэтому здесь может принести результат ловля на небольшой дистанции, я выбрал около 20 м. Ориентируясь на «всё что шевелится», я замесил пачку RS-Плотва-Спорт с копра-мелассой и жареной коноплёй.

Первые полчаса дела были не ахти, в то время, как коллеги поймали по паре-тройке рыбок. Однако я продолжал перезабрасывать с интервалом в полминуты, добавляя в кормушку попеременно то щепотку мотыля, то несколько кастеров. Постепенно рыба подтянулась и я стал ловить некрупную густеру и плотвичку с каждого заброса. Это продолжалось около часа, и я самонадеянно решил, что «всё понятно». То, что клёв постепенно затих, я для себя автоматически объяснил как «локальную флуктуацию» — он и у коллег по команде затих.

В 16:00 должно было состояться торжественное открытие соревнований. Примерно за полтора часа до этого времени я решил, что надо бы проверить «дальняк». Я не кормил эту точку со старта. Дистанцию выбрал для себя почти запредельную — 65м. Однако Banax Piccolo 130 г позволял отправлять 100 г кормушку на эту дистанцию. Я сразу же стал начинять кормушку большим количеством «мяса» — кастером, мотылём, рубленым червём. Прикормку для этой точки использовал — чистый RS-лещ-Спорт чёрный.

Не прошло и пятнадцати минут, как мощная поклёвка принесла мне неплохого голавля. Воодушевлённый таким началом я продолжил кормить точку «вкусняшкой», снизив темп до перезаброса в пять минут. Эта тактика принесла мне ещё несколько хороших рыб, В то же время клёв у однокомандников совсем сошёл на нет. Нужно было собираться на открытие и мы решили подвести итог.

Мой результат оказался лучшим, причём даже по отдельности с каждой из точек. И мы (снова самонадеянно) решили, что успешная тактика у нас в руках.

Однако, мы несколько заблуждались.

В первом туре жребий отправил меня в сектор А3, неподалёку от места нашей тренировки. Я решил действовать по тому же сценарию. Но ловля не сложилась. Неплохой старт быстро сменился редкими подергунчиками. Если не считать нескольких незачётных подустов, тур прошёл в вялом ковырянии мелочи.

Не слишком удачно сложилась ловля и у товарищей по команде. Относительно неплохо отловился только Вадим Якубович.

Второй тур. Я попал во второй слева сектор зоны B. Левее меня — только Андрей Гордиенко, дальше влево — разрыв между зонами B и  С.  Снова несколько быстрых рыб на старте и — грусть-печаль. Андрей на дальней дистанции поймал хорошего леща, сосед справа ритмично потягивает мелочь с ближняка. Полтура я пытался расшевелить рыбу, потом плюнул и перешёл на ближняк, на линию соседа. Это позволило подловить немного мелочи, но в целом — опять пролётный тур. Гордиенко же во второй половине тура поставил на точку лещей, и если бы не зацепы и сходы в них, закончил бы тур великолепным результатом. Но и так вес более шести килограмм вывел его в лидеры зоны.

Мы же по итогу стали лишь девятыми. Мозаика никак не хотела складываться, а до этапа Чемпионата оставалась всего неделя.

Анализируя всю информацию, полученную на Кубке Гомеля, мы пришли к следующим выводам:

1. Рыбы не очень много, она сильно размазана по акватории, быстро реагирует на прикормку, но также быстро выбивается.
  2. При благоприятном стечении обстоятельств (попадании на «нужную» струю) можно продолжительное время держать рыбу на точке, очень дозировано подавая живой корм.
  3. В случае, если точка не работает или «умирает», можно смело раскармливать другую дистанцию
  4. Активным раскормом можно довольно эффективно «сдёрнуть» рыбу у сидящего ниже по течению соперника.

Тренировки перед этапом.

Мы вернулись в Гомель в четверг утром. На набережной было полно тренирующихся спортсменов вперемешку с любителями. Мы нашли три свободных сектора в правой половине зоны А.

Сказать, что тренировка принесла какую-то ясность, я не могу. Рыба клевала откровенно плохо. Ко всему, часа через полтора после начала тренировки пошёл мелкий тихий дождь, который, то усиливаясь, то ослабевая, продолжался весь день.

На другой день мы разместились в правом краю зоны B, на границе с зоной A.

И снова бесклёвье. Всё было бы хорошо и гладко, если бы Сергей Соколов из команды Matchangler.by, сидящей правее нас не начал регулярно парковать вполне товарных лещей.

Ближе всех к Сергею тренировался Саша Высоцкий. Он попробовал выйти на его дистанцию и «подрубить» соперника. Нельзя сказать, что ловля у Сергея сильно ухудшилась, но Саша также начал полавливать подлещиков, а потом поймал и пару лещей. Я сидел ещё выше по течению. Выйдя на ту же дистанцию я довольно быстро смог также поймать неплохого подлещика. Однако, тренировку нужно было заканчивать.

Результат тренировки добавил больше сумбура, чем понимания. Единственный однозначный вывод был в том, что «работающая струя» может вполне «прокормить» нескольких спортсменов. К сожалению, этот вывод не был оформлен чёткой рекомендацией быстро переходить на дистанцию активно ловящего соседа.

Маленькое «лирическое отступление».

Лично для меня поначалу идея перехода на дистанцию удачливого соседа выглядела какой-то неудобной, что ли. Однако немного подумав, я понял, что в зимней мормышке это вполне обычная тактика, а в летнем поплавке — и подавно — практически все сидят на одной дистанции и отбирание рыбы друг у друга — по определению часть соревновательной тактики и никого это не смущает. Жаль, что все эти мысли пришли уже после завершения Гомельского этапа :) .

Первый тур

В первом туре жребий отправил меня в сектор B6, неподалёку от места нашей пятничной тренировки.

Простучав дно в секторе, я обнаружил, что на 45 м присутствует выраженная отмель, к 40 м идёт свал, после которого в сторону берега дно довольно ровное и с 15-17 м начинается плавный подъём к берегу.

Я выбрал две базовые дистанции:

1. 20 м  — нижняя часть берегового свала
  2. 40 м — нижняя бровка под дальней отмелью.

Старт опять получился относительно неплохой. На ближней точке поклёвывала плотва и средняя густера, с дальней снял пару неплохих подлещиков. Однако дальше всё пошло по известному сценарию. Точки стали вяло умирать. В то же время соседи справа начали довольно активно ловить неплохую густеру и подлещика с дистанции 45-47 м, то есть с дальней отмели.

Я очень долго размышлял о целесообразности и «этичности» ухода на эту дистанцию, в процессе этих размышлений, отчаявшись оживить стартовые точки я даже закормил 30 м дистанцию и подловил с неё пару плотвичек…

Наконец, наш тренер (Сергей Гуль) вправил мне мозг прямой командой уходить на дистанцию активно ловящих соседей. Давно бы так.

2 заброса  пустой кормушки, чтобы выйти на дистанцию, 5 кормушек с кормом и «мясом» и… Началась рыбалка!

Надо отметить, что почему-то в отличии от соседей, ко мне пришли очень хорошие подлещики, нескольких из которых вполне можно было назвать лещами! Это дало мне шанс как следует наверстать упущенное в туре.

Всего час такой ловли поднял меня со дна зонального протокола на четвёртое место!

Конечно, я очень много «протупил» и перешёл на правильную дистанцию слишком поздно. Однако, после такого феерического финиша пришла уверенность в прикормке, тактике и как-то более чётко вырисовалась схема действий.

Команда также выступила неплохо, особенно Вадим Якубович, занявший первое место в своей зоне.

Второй тур

Во втором туре я оказался в крайнем правом секторе зоны C. Это внушало некоторый оптимизм, так как справа от меня, вниз по течению, был разрыв зон, а дальше — тот самый сектор, где Андрей Гордиенко на Кубке Гомеля удачно ловил лещей. Некоторую проблему представляла трава на дистанции 15–17 м, поднимавшаяся почти к самой поверхности. Ближе к берегу она была более-менее прокошена, но дальше оставалась полоса, которая, как мне сказали, сильно мешала Сергею Соколову, ловившему здесь в первом туре. Для очистки совести я побросал несколько раз одолженную у соседа драгу, чтобы продрать ещё какое-то количество травы, но прочистить коридор на всю длину всё равно небыло никакой возможности.

Берег здесь имел некоторый излом, мы были как бы в заливе и дистанция 45–47м, на которой стояли лещи на Кубке Гомеля у Гора  в краю зоны B была здесь несколько дальше. Я выставил основную дистанцию 54 метра. К счастью, удилище Briscola Granito Medium 420 позволяло уверенно посылать на эту дистанцию среднюю 80 г кормушку, а Banax Piccolo с тестом до 130 г позволяло прокормить точку большой закормочной клеткой.

Резервную точку я выбрал метрах в 27, чтобы был запас дистанции, позволяющий поднять рыбу к поверхности до травы.

Со старта стал попеременно облавливать обе точки (паузы в 10-15 минут, похоже, шли только на пользу). Рыба была на обоих, на дальней — подлещики до полкило, на ближней — неплохая густера. За первые полтора часа я сделал очень неплохой улов, однако потом всё стало хуже. Не столько из-за рыбы, наоборот, на дальнюю точку начали подтягиваться, судя по всему, ребята посерьёзнее, однако я не очень мог их ловить. Не знаю, наверное, начала сказываться усталость от всех предыдущих дней. Тем не менее, я продолжал изредка подлавливать рыбку то там, то там.

К середине четвёртого часа ближняя точка предсказуемо умерла. Дальняя продолжала давать подлещиков, но с большими паузами. Для разнообразия я перекормил ближнюю точку метров на 8 дальше и сковырнул оттуда ещё несколько рыбок. Возвращаясь на дальнюю неизменно получал одну-две поклёвки и при благоприятном раскладе ловил подлещика. Последнего, граммов на 600 завёл в подсак буквально за полминуты до финиша после пятиминутного ожидания.

Всю рыбу вываживал форсировано, вставая и высоко поднимая удилище над головой. Палка 420 была здесь более чем уместна. В целом, удавалось вывести подлещиков «на глисс» до травы и благополучно доставить к берегу. Конечно же, совсем избежать сходов при таком брутальном вываживании не удалось, несколько рыб отвалилось, однако, можно сказать, что потери были минимальны.

К счастью, задел, сделанный в начале тура компенсировал скомканную середину и позволил с минимальным отрывом занять первое место в зоне. Хорошо отловилась и остальная команда. В итоге мы заняли второе командное место, Вадим Якубович — третье место в личном зачёте, я — четвёртое.

Не могу сказать, что мы досконально разобрались в том, как в этом году надо ловить на реке Сож. Скорее, мы нащупали некоторые подходы, позволившие хоть как-то адаптироваться к этим сложным условиям (крайне низкий уровень воды, отсутствие весеннего паводка). Конечно, можно было бы ориентироваться и перестраиваться и побыстрее, лично я реализовал потенциал своих секторов далеко не на 100%. Но в любом случае, собирание этого «пазла» дало нам ценнейший опыт, который, я надеюсь, ещё не раз пригодится на многих других соревнованиях.

Прикормка

Чуть не забыл… Чем кормились-то:

Основной прикормочной смесью был чёрный RS-Лещ-Спорт среднего увлажнения. Для быстрого раскорма использовалась та же прикормка, но менее увлажнённая и с добавлением молотой жареной конопли.

Иногда рыба, особенно крупная, пассивно стоящая на прикормке, хорошо реагировала на смену корма. На этот случай у меня было 2 л сильноувлажнённой прикормки на основе Sensas Bremes.

Megabass Destroyer Blizzard BMS702MLF

Александр Рыжов «Санек» 31 июля 2014

Обзор удилища Megabass Destroyer Blizzard серии Manipulator BMS702MLF.  Читать

Япония, бассы и люди. Часть 1

Алексей Соглаев «Лаборант» 29 июля 2014

Путешествие в Страну восходящего солнца. Бассовая рыбалка на знаменитом озере Бива.  Читать

Трюкачи

Александр Рыжов «Санек» 29 июля 2014

О воблерах с подвижной системой балансировки.   Читать