Многие японские рыболовы-профессионалы заметили, что довольно часто бывает, когда вдруг по всему водоёму наступает глобальное бесклёвье. Соблазнить рыбу (большеротого окуня) на поклёвку становится делом непростым. Особенно часто такие явления происходят на водоёмах, подверженных сильному рыболовному прессингу. А таких в Японии большинство.
В этих случаях выручает приманка небольшого размера, способная под умелыми действиями рыболова совершать множество своеобразных привлекающих рыбу пируэтов, отличающихся от большинства наиболее часто применяемых приманок. Такой способностью обладают шеды (shad) небольших размеров. Одними из первых в этом ряду появились Live-X Smolt и Live-X Tungsten у Megabass и High Cut у OSP.
Их успех был ошеломляющим и вызвал вторую волну. Так появились Foxy Fry у IMA, Trick Shad у ZipBaits и многие-многие другие.
Приманки этой второй волны у Megabass объединены общим названием Shading-X, и это семейство воблеров, утончённых во всех смыслах. Имеется в виду как внешний вид (Shading-X тоньше и намного элегантнее воблеров семейства Shad аналогичного размера), так и внутренняя балансировочная система, которая называется Triangle balancing system.
Многие, наверное, замечали, что если приманку сбалансировать «точечно», то есть если вес, необходимый для достижения заданной плавучести, разместить в одном определённом месте, то её игра будет сильно отличаться от игры приманки, у которой вес распределён по всему внутреннему пространству более равномерно. В последнем случае игра будет более живой и естественной (разумеется, если разместить грузы в нужные места).
У Shading-X система распределения грузов выглядит следующим образом. В нижней части стационарно расположено два вольфрамовых шара, один в нескольких миллиметрах позади брюшного тройника, а второй – в головной части воблера. Кроме того, в «хребтовой» (верхней) части спинки имеется довольно протяжённый (более половины длины самого тела) и тонкий продольный канал. В этом канале расположены относительно небольшие шарики (они тоже вольфрамовые). На дальность заброса они влияют незначительно, Shading-X и так отлично забрасывается за счёт общего баланса и конструкции. Но эти спинные шары, перемещаясь вперёд-назад, тем самым влияют на расположение суммарного центра масс. По-настоящему они включаются в работу при проводке.
И вот что мы имеем в результате. Аккуратно и деликатно Shading-X начинает играть на самой медленной скорости. На более высокой он демонстрирует сочетание активных роллинга и вобблинга (rolling&wobbling). При рывковых проводках можно наблюдать от Shading-X разнообразные метания в различных плоскостях (как в горизонтальной, так и в вертикальной). Во время паузы верхние «спинные» шарики могут занимать как одно из крайних положений (переднее или заднее), так и, в ряде случаев, промежуточное. А это, в свою очередь, напрямую определяет положение тела воблера, когда он находится в свободном состоянии и зависает в толще воды. Так что рекомендую почаще делать паузы и экспериментировать с их продолжительностью. Сработает наверняка!
Фото 1
Всё вышесказанное относилось ко всем моделям семейства, так сказать, их теоретический разбор. Казалось бы, всё просто, но на то они и хитрые японские инженеры-разработчики оригинальных приманок, чтобы нас удивлять! Не все так просто, каждый размер в этом семействе имеет свой оригинальный «оттенок» в игре. Приманки именно такой формы в размерах 50-75мм находятся сейчас на пике популярности в Японии. Как говорилось выше, сами японцы объясняют это тем, что именно воблеры такой формы позволяют максимально эффективно ловить в условиях жёсткого прессинга рыбы со стороны рыболовов.
На данный момент в семействе Shading-X существуют три размера – 55 мм, 62 мм и 75 мм (фото 1).
На практике я бы разделил (конечно, условно и с приоритетом рыбалки в Подмосковье, где я чаще всего ловлю, а прессинг сейчас у нас запредельный) каждую модель по видам рыб, которые чаще всего ловятся на тот или иной размер воблера. Итак, начнём.
Фото 2
Shading-X 55 – это в основном окунёвый размерчик. Окунь на него реагирует довольно хорошо. Рабочий горизонт проводки 1-1,5 метра. С проводкой надо поэкспериментировать, иногда это агрессивный твичинг, а иногда лёгкие рывочки с длительными паузами (фото 2).
Воблер не такой уж и простой, к нему надо подобрать ключик, подобрать свой неповторимый рисунок игры, чтобы разловить, в этом и есть интерес!
Shading-X 62 – это очень универсальный размер для Подмосковья, может и умеет соблазнять как крупную щуку, так и мелкую, любит его и хороший окунь, а в условиях ловли ночного судака он периодически выступает номером 1. На судаке и хочу акцентировать внимание. Есть такая тема в ловле ночного судака –ловля под крутыми бровками, но не так, как ловят 90% спиннингистов (равномерная проводка и воблер минноу), а на deep shad в версии sp, с максимально медленной проводкой, так называемый «умирающий» твичинг, чтобы воблер как можно дольше оставался под этой самой бровкой. Ведь именно здесь максимальная вероятность поклёвки: судак может долго рассматривать воблер и не решаться на поклёвку. Иногда пассивного судака только так удаётся заставить клевать! Вспоминаете про японцев и про прессинг? Поверьте, они ничего просто так не делают! У Shading-X 62 рабочий горизонт проводки 1,3-1,5 метра, это оптимальный горизонт проводки воблера для такой ловли в наших условиях (фото 3).
Shading-X 75 – это мой любимый размер. Тут уже и щука, и судак, причём не только ночью! Рабочий горизонт проводки воблера примерно 2 метра, что вполне позволяет ловить судака днём над различными бровками и донными неровностями (кряжами, банками, подводными глинистыми уступами) (фото 4).
Фото 3
Фото 4
Воблер очень чутко реагирует на любое изменение игры, т.е. им можно играть практически на месте, можно делать плавные протяжные рывки, можно делать жёсткие короткие рывочки. Иногда срабатывает и обычная «равномерка». Вот эта щука была поймана именно равномерной проводкой (фото 5).
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Но в основном щука вёе же предпочитает проводку с паузами, как правило, я делаю паузы от 2 до 7 секунд, в зависимости от активности и настроя рыбы, а также от каждого конкретного места, где надо проводить воблер! А этой щуке понравилась именно максимально длительная пауза, поклёвка произошла буквально за секунду перед тем, как я уже хотел делать очередной рывок (фото 6).
Я постарался рассказать о некоторых способах применения существующих моделей семейства Shading-X. Уверен, что это лишь небольшая часть того, на что они способны. Я, конечно, буду продолжать использовать Shading-X в своих рыбалках, и по мере накопления информации поделюсь с вами… Тем более, что в качестве новинки 2015 у Megabass уже «засветился» Shading-X Deep – очень глубоководная версия (фото 7).
Алексей Вьюнов
27 февраля 2015
Окончание. В финальной части большого обзора VIBов читайте о приманках от DUO, IMA, Megabass и Owner.
Читать
Александр Евмененко «Sana»
24 февраля 2015
Среди линейки фидерных удилищ Briscola Granito есть модель, которую можно по праву отнести к самому лёгкому классу донных удилищ — пикерам, иногда их ещё называют фидерным ультралайтом.
Читать
Евгений Седаков
23 февраля 2015
Признаться честно, ещё лет 12-13 назад я был склонен думать, что цвет и форма резины на клёв щуки вообще не влияют, главное – правильно подать и примерно «попасть в размер».
Читать