Разделы

4 мая 2018 г. Закрытие ледового сезона
10 июня 2016 г.
В поисках ошибок

Начиналось все идеально. Наша сборная была представлена сильнейшим на сегодняшний день составом: Алексей Шанин, Артем Мишин, Александр Воробьев, Дмитрий Давыдов, Алексей Ивашков. Речка хорошо знакома. Здесь проходил и осенний этап Trout Union Cup 2015, и отбирались в сборную мы тоже здесь.

Приехали на Чемпионат заранее, с возможностью адаптироваться и лишний день потренироваться. Первый раз у нас была нормальная диспетчерская поддержка, когда за каждым спортсменом находился помощник. Очень хотелось навязать борьбу словакам, которые у себя дома выглядели безоговорочными фаворитами.

Первый тренировочный день ловли за зонами начал преподносить сюрпризы. Воды в речке стало еще больше чем, на отборах. Это очень сильно изменило характер течения. На камнях успели вырасти нитчатые водоросли, которые с превеликим удовольствием наматывались на все элементы приманок. После каждого заброса приманку приходилось чистить. Особенно сильно страдали вертушки и воблеры. У меня получалось ловить только мелкую форельку, стоящую в затишках у самого берега. Да и «ловить» - это громко сказано. В основном все заканчивалось пустыми поклевками. Результата таким образом не сделаешь. Я пребывал в состоянии легкой паники. Ну хотя бы к новым условиям ловли морально привык.

Официальная тренировка в зонах прошла гораздо более позитивно. В этот раз я решил не задерживаться долго в одном месте, а пройти несколько зон. Зону «D» я пропустил, как хорошо знакомую после отборов. Начал ловить в зоне «С». Мелкой форели здесь было просто огромное количество.

Она успевала клевать прежде, чем на тройник прицепится пучок водорослей. И тут для меня все стало легко и понятно. Ловля мелкой пеструшки мое любимое занятие. Ей были посвящены десятки рыбалок. И подобранных под нее приманок в избытке. Проще всего ловить получалось на мелкие вертушки. Изредка попадалась и свежезапущенная радужка приличных размеров, но целенаправленно ловить ее не было никакого смысла.

На одну радужку приходилось десяток мелких пеструшек. Проходя по зоне, выяснилось, что форель распределена по речке неравномерно. Были участки, которые рыба почему-то игнорировала. За тренировку я успел пройти почти все три намеченные зоны. В зонах «A» и «B» клевать стало хуже. Было непонятно, то ли здесь действительно мелкой пеструшки меньше, то ли просто к концу тренировки ее уже изрядно поднакололи. Хотелось, чтобы по жеребьевке я попал в зону «С». В этом случае я был уверен, что зону выиграю. Никогда еще такая уверенность ни к чему хорошему не приводила, но от этой мысли мне было сложно избавиться.

Хотел в зону «С»? Иди, лови! Жребий отправил меня туда, куда я хотел. Очень подозрительно. Теперь вроде как надо выигрывать. Ставку я сразу сделал на мелкую пеструшку. Даже после дозапуска крупной форели, ее количество по сравнению с мелкой будет невелико. Главное, чтобы она клевала не сильно хуже, чем на тренировке. Но вот тут-то и нарисовался главный стратегический просчет первого дня. Мелкая пеструшка стала ловиться на порядок хуже, чем на тренировке. К тому же количество сходов стало просто запредельным. Больше половины рыбы срывалось. И это несмотря на то, что я специально под мелкую форель выбрал спиннинг Unitra UNS662XULF. Первый период я бегал по зоне, пытаясь насобирать рыбу по свободным секторам, но толком ничего не получалось. Под конец я еще умудрился упустить две солидных радужки. Теперь уже спиннингу явно не хватило мощности. Четыре форели в зачете и только 11,5 место из 17 возможных. Сразу провал.

Женя Мухортых, который был у меня помощником, говорит, что лидеры ловят на банального «розового червяка». Надо что-то менять, поэтому и я переключаюсь на силикон и начинаю второй период с глубокого сектора. Заодно спиннинг меняю на привычный Unitra UNS702ULF. Перебираю несколько вариантов приманок, но лучше розового червя ничего нет. Однако черная полоса не прекращается. Теперь меня преследуют не только сходы, но еще и какие-то нелепые обрывы. Сначала поводок из флюрокарбона перетерся об камни. Пришлось вязаться напрямую к шнуру. Но следующая же форель обрывает шнур. Черти что. Таких обрывов я у себя вообще не помню, а тут два подряд. Я даже немного занервничал, чего раньше со мной не случалось. Застежкой в ушко попадал не сразу. В этой неравной борьбе с обстоятельствами смог завести в сачок всего 3 форели. Это 9 место. Ситуация усугубляется.

Такого развития событий я никак не ожидал. Сейчас главное не провалить два оставшихся периода. Зато теперь после такой встряски мое эмоциональное состояние пришло в норму. Я уже, естественно, не собираюсь выигрывать зону, а думаю о получении максимального результата в конкретный момент. И постепенно ловля стала налаживаться. Ловлю на розового червя. Сходов стало заметно меньше, а количество поклевок увеличилось. Пустых, правда, тоже. Доловить получается не всегда.

Попытки экспериментировать с силиконом приводят к двум забагренным форелям подряд. Но после событий предыдущего периода это вызывает улыбку. Всего ловлю 4 форели и занимаю 6 место. Хотя бы так.

На последний период была мысль рискнуть и пойти в другую часть зоны, но что-то меня заставило пойти опять в верхние сектора, где я ловил только что. Рыба там осталась, в тему я постепенно попадаю. Не нужно сейчас рискованных решений. Выбор оказался правильным. Я довольно быстро ловлю трех форелей и продолжаю наращивать результат. Теперь уже все просто и ясно. Сходы сразу почти полностью прекратились. Пошла привычная для меня ловля. Ловлю 9 штук и занимаю 2 место, проигрывая только единственному аквариумному сектору. Почему так нельзя было ловить сразу?

За счет хорошего выступления в последних периодах мне удалось подтянуться на пятое место в зоне. Остальные ребята тоже выступили на должном уровне. Мишин - второй, Шанин - четвертый, Ивашков - седьмой. В командном зачете после первого тура мы набрали 18 баллов и занимали 2 место. На пятки нам наступали украинцы и итальянцы, набрав 18,5 и 19 баллов соответственно. Вот с ними у нас завтра и ожидается борьба за второе место. Первое, как и ожидалось, с большим отрывом заняли словаки. Шансов на то, что они во втором туре проваляться, почти нет. А вот нам удержать свои позиции будет нелегко. В последнее время на следующий день наша команда выступает хуже. Не можем мы использовать полученные наработки после первого игрового дня также продуктивно, как остальные команды. Слишком разные у нас у всех стили ловли. То, что очевидно одному, не факт, что будет понятно другому, и наоборот. Когда мы вечером осматривали зоны и делились информацией, то мало кто понимал, как я смог сделать результат в последних трех секторах зоны. Каждый понимал зону по-своему. Я также толком не мог воспринять информацию от других. В основном ходил и смотрел, где будет удобно ловить на розового червяка. Таких мест во всех зонах оказалось довольно много, поэтому я был абсолютно спокоен за свой результат. Опять эта подозрительная уверенность.

На второй тур мне досталась зона «D». Самая открытая простая и понятная зона. Вариантов, где можно в плохих стартах наловить рыбы много. Начинаю, естественно, с розового червя, но кроме пары невнятных поклевок ничего не происходит. Надо сказать, что к такому повороту я был морально готов. Редко когда одна и та же приманка будет одинаково хорошо работать в оба дня. А, может, ее время еще не пришло. Вчера я начал хорошо ловить только в последних двух периодах. Короче меняю червя на розовую личинку и дело пошло. Стараюсь долго в секторах не задерживаться. Снимаю только активную рыбу. Такая тактика приносит свои плоды. Ловлю 9 форелей и занимаю 2 место.

Несмотря на хороший результат, к финишу первого периода я успеваю заметить неприятную тенденцию. Стоит мне только занять чей-то освободившийся сектор, как поклевки резко прекращались. Ловить рыбу получалось только с не обловленных секторов. Это означает, что тема с розовой личинкой, скорей всего, больше работать не будет и надо искать какой-то новый вариант. С этими мыслями ухожу в верхнюю часть зоны на меляк. Думаю насобирать там рыбы, которая прячется под своим берегом. На маленькую вертушку есть поклевки, выходы, но КПД очень низкий. Из четырех форелей удается поймать только одну. Медленно, темпа нет. Сегодня мне помогает Дима Давыдов. Он говорит, что народ переключился на маленькие личинки. Я тоже пробую переключиться на них. Не сразу, со скрипом, но получается. К концу периода ловлю трех форелей. Вроде как почувствовал новую тему. С 5 форелями занимаю 5,5 место. Пока все очень неплохо.

На третий период решили уйти вниз зоны, чтобы посмотреть всю зону и потом не метаться в последнем старте. Сначала пробую розового червя. А вдруг? Червь по-прежнему молчит. Продолжаю на мелкую белую гусеницу и сразу ловлю одну форель. Но потом все разладилось. Опять начались сходы. Такое количество сходов в моей голове никак не укладывается. Понятно, что какая-то проблема в подаче приманки. На тот момент у меня никаких мыслей на эту тему не было. Надо было ловить, и я продолжал забрасывать. А рыба продолжала сходить. Сейчас кое-какие соображения есть, но сказать, что я полностью в этом уверен, не могу. Все это остается на уровне догадок. Зона «D» входит в тот участок речки, где разрешена ловля только по принципу «поймал-отпусти». Забирать отсюда рыбу нельзя. А соревнований на этом участке проводится много. Каждый раз зарыбление. Рыбы много. И вся она сильно запрессована и великолепно знакома с большинством типом приманок. Отсюда такое осторожное поведение. И в этом случае на первый план могут выйти моменты, которые раньше никак не сказывались на результате. Например, то, что я ловил на шнур. Раньше со шнуром у меня не было никаких проблем, но сейчас я вполне допускаю, что из-за использования плетенки у меня была более резкая игра приманкой, которая и напрягала рыбу. Отсюда неуверенные поклевки и сходы. В итоге почти весь период я провел в беготне по зоне. Поймать вторую форель смог только в самом конце. С 2 рыбами я стал только 10. Провал, но не критичный. Все будет решать последний период. Если сыграть хорошо, то вполне можно и выиграть зону.

Четвертый период начинаю в том же секторе, где и заканчивал третий. За последние пять минут у меня там было несколько поклевок, сход и поимка. Рыбы в этой глубокой ложбинке посередине сектора было много. Я решил сосредоточиться на подборе приманки. Но ситуация никак не изменилась. На первых забросах я получаю два схода, а дальше тишина. Я ловлю только силиконом и мне, очевидно, не хватает приманок других типов. Дима давно говорит, что народ переключается на воблеры, да и на вертушки до сих пор ловят. Воблеры иногда я пытаюсь забрасывать. Максимум чего смог добиться – очередной обидный сход.

В вертушки у меня еще вчера вера пропала. Больше чем на пару забросов меня не хватает. А двух забросов по такой ловле явно недостаточно. Отстояв безрезультатно половину времени в одном секторе, пытаюсь набегать какую-нибудь шальную рыбку ногами. Но ничего не происходит. А тем временем с моего сектора какой-то спортсмен вытаскивает две форели подряд на воблер. Я же, получив 4 или 5 сходов, финиширую с нулем. Результат ужасный, но хуже всего, что он закономерен. С каждым периодом я выступал все хуже и хуже. Уже после финиша замечаю, что последние два периода я ловил без флюрокарбонового поводка. После одного из обрывов перевязался напрямую, а потом в запарке забыл поменять спиннинг на запасной. В то, что это так кардинально повлияло на результат, я не верю. Но учитывая характер запрессованной рыбы, эта ошибка вполне могла внести свой негативный вклад. По итогам второго тура я оказался только на восьмом месте.

С таким результатом надежды на хороший командный результат оставалось немного. Оказалось, что мое неудачное выступление поддержали и остальные. Сегодня все выступили хуже. И так же, как и меня, всех подкосил завершающий период. Шанин - пятый, а Мишин и Ивашков - девятые в своих зонах. С таким результатом рассчитывать на попадание в призы уже не приходится. В итоговом протоколе Россия опускается на пятое место. Пропустив вперед не только Италию и Украину, но и Польшу. Первое место Словакия уверенно удержала. С одной стороны можно говорить, что нам не повезло. Поймай кто-нибудь еще одну-две рыбки, и мы могли быть вторыми. Но я как-то не привык искать причины неудач на стороне. Результат команды с моей точки зрения также закономерен, как и мой личный. Второй игровой день мы завершили только на восьмом месте. Ровно такой же результат во второй день был и на недавно прошедшем Trout Union Cup 2016 в Румынии. Символично и то, что играющий состав сборной был точно таким же. Тогда запаса после первого тура нам хватило, чтобы остаться в призах, а сейчас нет.

Сделать какие-то однозначные выводы после прошедшего Чемпионата очень тяжело. Найти у себя какую-то определенную причину, приведшую к поражению, я не могу. Любая из описанных ошибок не может быть фатальной. Каждый недочет в отдельности можно было исправить другими правильными действиями. Но фактически получилось, что одна ошибка добавлялась к другой, только усугубляя ситуацию. И выйти из этого порочного круга у меня не получилось. Сильно мешали и стереотипы, сложившиеся за предыдущие соревнования в этих местах. Каждое соревнование речка становилось другой, а сознание упорно цеплялось за сработавшие ранее варианты. Соображаю я, видимо, не особо хорошо. Придется постараться в следующий раз попробовать «отключить голову».