Разделы

Ещё
Блоги
19 января 2018 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 2
22 декабря 2017 г. Летняя Волга. День второй. Окуни атакуют!
16 ноября 2017 г. Летняя Волга. Первая разведка
10 ноября 2017 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 1
20 января 2017 г. «Умирающий твичинг» для зимней щуки

Дальний Восток… Это место с точки зрения рыбалки всегда представляло для меня много загадок. Знал я только то, что тамошний видовой состав рыб кардинально отличается от привычного европейского, уральского, кавказского и сибирского. Вернее, видовой состав частично совпадает с сибирским, но есть особи, которые встречаются лишь в этой части России: краснопёр, верхогляд, сима (и её молодь, называемая пеструшка), несколько видов сомов, тихоокеанский голец, угай, амурская щука, змееголов и другие. Все они являются объектом спиннинговой ловли, потому манили меня своей экзотичностью. Из всего списка самая загадочная и желанная рыба для меня – змееголов. Рыба эта необычна не только своим устрашающим внешним видом, но и повадками, выбором мест обитания. Однажды на московской выставке приморцы мне сказали: «У нас змееголов есть в любой луже!» А знакомые из Узбекистана, где «змей-голова» был акклиматизирован в советское время, утверждают, что у водоёмов, населённых этой рыбой, лягушки будут прыгать вдоль берега до последнего, не решаясь найти спасение в озере. Признаться, я относился к этим рассказам скептически, как к некой байке, но, увидев своими глазами в Приморском крае, поверил: в жабовниках совершенно нет лягушек, они исключительно на берегу. Теперь обо всём по порядку.

Посетить Приморский край я мечтал уже давно, но лететь туда без каких-либо знакомств нереально. До этого я не был знаком ни с одним человеком оттуда, кроме тех, кто некоторое время назад переселился с Дальнего Востока в Краснодар. Но весной волей случая познакомился заочно с двумя Денисами, которые живут в Уссурийске и являются активными членами местного рыболовного клуба. Они обратились ко мне за консультацией по выбору снастей, ну а я, воспользовавшись моментом, расспросил их о дальневосточной рыбалке и, что называется, напросился в гости. Нет, неверно. Не напросился, а, скорее, намекнул, что могу прилететь. Но ребята идею подхватили, подключили к организации моего приезда местного корифея Виктора Ивановича, широко известного в Приморье как "Главмех", и буквально за неделю ими был составлен детальный план моего визита, основанный на моих же рыболовных предпочтениях: три дня ловли змееголова, затем два дня пути и три дня ловли на горной реке у хребта Сихотэ-Алинь, ну а в качестве «закуски» – рокфишинг во Владивостоке. После проработки графика я купил билеты до Владивостока, и мы с Денисом Лёвочкиным отправились в долгий перелёт.

После почти суток пути с двумя пересадками наш А320 мягко коснулся взлётки аэропорта Кневичи. Получаем тяжёлый многочисленный багаж (в основном снасти для всех видов ловли), в зале прилёта встречаемся с парнями (Денисами) и знакомимся лично. Правда, теперь, когда рядом не один, а сразу три Дениса, можно и запутаться.

Из аэропорта на двух машинах выезжаем во второй по величине город Приморья Уссурийск. Здесь мы встречаемся с Виктором Ивановичем, перегружаем вещи к нему в машину, едем закупать провизию с расчётом на три дня и выезжаем на водоём, который находится в двух часах езды. Но прежде чем выехать на трассу, посещаем здешний магазин «Барамунди», с владельцем которого, как оказалось, я уже знаком лично – общались на московской рыболовной выставке. В магазине мне нужно купить силиконовых лягушек, которые изготовлены специально для ловли змееголова, ведь рыба эта для меня новая и ничего подходящего для ловли в моем арсенале нет. Да и когда по телефону обсуждали снасти на «змея», моя голова буквально «взорвалась»: Виктор Иванович рекомендовал удилище тестом до 150-200 граммов, классический мультипликатор со шнуром мощностью 60Lb (примерно 30 кг на разрыв), и это всё для заброса лягушки, которая весит едва ли больше десяти граммов! Однако позднее, увидев условия ловли и познакомившись со строптивым характером змееголова, я понял, что иной снасти здесь и быть не может.

Прикупив все необходимое, выезжаем на рыбалку. В голове туман: долгий перелёт и семичасовая разница во времени не оставили шансов на бодрость – засыпаем в машине. Этот сон не улучшил самочувствия – уже на месте, после заселения на базе усталость берет своё и мы «вырубаемся» ещё на час. Подсознательно понимаю, что надо ехать на рыбалку, но ничего поделать не могу. Однако час отдыха сделал своё дело: появилась бодрость, собираю снасть.

По рекомендации Виктора Ивановича я взял с собой два мощных удилища: St.Croix Legend Tournament Europe LTEC80HXF2 с тестом до 56 граммов и джерковую «дубину» Pontoon21 Hurl с тестом до 160 граммов. Первым я решил опробовать на «змее» Legend Tournament и поставил на него катушку Daiwa Ryoga 1016L, на шпулю которой намотал шнур мощностью в те самые 60Lb.

В пять вечера выходим на воду и идём к залитым водой зелёным полям. Внешне эти поля выглядят вполне себе берегом, но на самом деле это топь, а трава здесь плавучая, под которой большое пространство воды. Таких условий я ещё не встречал. А самое поразительное, что Виктор Иванович подъехал к месту с очень густой травой и сказал, что ловить будем здесь.

Я подумал: «Где и как тут ловить-то?!» Иваныч, видя мое недоумение, берёт в руки свое удилище и демонстрирует заброс… Его лягушка отправляется прямо в густую зелёнку, где имеются очень-очень маленькие окошки воды. Для меня это совсем непонятно, ведь, опираясь на ловлю щуки в заросших местах, мне представляется, что рыбе нужно определённое пространство для манёвра при атаке приманки, здесь же это выглядит невозможным. Но я просто недооценивал на тот момент змееголова, позже понял, что он любит как раз такие места, где и воды-то почти нет.

Начинаю делать забросы сам. Лягушки сконструированы так, что не цепляются даже в самых густо заросших прериях, потому забрасывать можно вообще не глядя: куда прилетит, там и пройдет. Но всё же для полной эффективности нужно, чтобы лягушка проходила через маленькие окошки среди зарослей. Змееголов хоть рыба очень странная, но живёт в воде.

В довольно большой лодке мы находимся вчетвером. Помимо нас с Денисом и Виктора Ивановича «проведать» змееголова отправился и Денис Сенаторов – один из двух Денисов, которые нас встречали в аэропорту Владивостока. Ловля змееголова, как он сам признался, не его профиль, но иногда Денис посвящает время и такой рыбалке, хотя и без фанатизма. Сейчас он взял с собой снасть, но планировал выступить в качестве проводника.

Простояв на выбранной позиции около двадцати минут, меняем точку. Виктор Иванович не любит долго стоять на месте, особенно когда не видно какой-либо активности. Он попутно поясняет, что змееголов обычно держится группами, занимая локальные участки акватории. В этом я увидел прямое сходство с нашей лиманной щукой, которая тоже часто образует «партсобрания». Но вот пока мне совершенно непонятно, по каким признакам определить места скопления «змеев». В этом плане полностью положился на опыт и чутьё Иваныча – он точно знает, где искать.

Проплыв на моторе малым ходом несколько сот метров по узкой протоке среди «чигирей» (так здесь называют поля плавучей травы), встречаем Андрея – ещё одного ловца змееголова. Он рассказывает, что у него было несколько поклёвок и предлагает встать рядом. То, куда затянул свою лодку Андрей, для меня стало лёгким шоком! Со стороны кажется, что под ним и воды-то нет!

Встав в метрах сорока левее Андрея, начинаем облавливать прилегающую акваторию. Виктору Ивановичу что-то не понравилось в работе моей лягушки, и он из своего запаса выдал мне другую, размером поменьше. Сменив приманку, я решил рассмотреть её детальней и обнаружил, что на крючке отсутствует бородка. Иваныч объяснил это сугубо практической необходимостью: «Сила сжатия челюстей змееголова – как у бульдога, поэтому на качестве удержания рыбы это не сказывается. Зато крючки с бородками можно вообще никогда не достать из пасти, если заглотил глубоко – только вырезать! И ещё – затяни на катушке фрикцион «в ноль», на такой рыбалке он не нужен!» В голове складывалось ужасающее представление об этой рыбе – просто монстр какой-то!

Делаю заброс на траву, стягиваю лягуху в окошко и, едва та коснулась воды, вижу неподалеку шевеление. Лёгким движением протаскиваю приманку на середину окошка, останавливаю, и тут же лягушку с характерным «чавк» хватает рыба… Иваныч, увидев у меня поклёвку, тут же дает короткие рекомендации: «Не спеши… Пусть заглотит… Леска пошла… Выматывай слабину… Секи!!!» Я подсёк, но вырвал приманку из пасти змееголова. Виктор Иванович говорит: «Мелкий «змей», повтори заброс туда же». Забрасываю, попадаю в нужную точку, не спеша провожу… Выход! Мимо… Ещё заброс – снова выход и опять мимо… Теперь я успел оценить размер рыбы – это действительно малыш. Что ж, не стану его обижать, буду облавливать другие локальные места. Замечу, что подойдя к этому месту, я не увидел чего-то интересного, но, постояв и хорошенько вглядевшись в «чигири», стал обнаруживать маленькие блюдца в траве, которые и рекомендовал облавливать Виктор Иванович. На одном из таких мест у меня произошла ещё одна поклёвка: я ослабляю шнур, давая рыбе свободно без сопротивления «пожевать» и хорошо расположить лягушку в пасти, затем выматываю плавно слабину, подсекаю – есть!!!

Иваныч, как заведённый, твердит: «Выматывай его, быстро выматывай его! Не давай ему нырнуть под траву!» Змееголову я не дал нырнуть под траву, но недалеко от лодки рыба,

Но! Я прочувствовал, что это такое и точно теперь знаю, как действовать!

У Андрея, стоящего рядом, почти одновременно со мной тоже случился сход. Мы ещё постояли на этой точке минут десять и, видя, что солнце неумолимо стремится к закату, решили проехать дальше вглубь зарослей. Метров через триста обнаруживаем что-то похожее на прогал среди большого количества травы. Но только прогал этот, хоть и без плавучей травы, но густо затянут водорослями.

Мы встали довольно далеко от самого обширного разлива, но, хорошенько вложившись в заброс, я сумел заслать лягушку к самому дальнему краю прогала. Едва моя приманка стала двигаться по поверхности воды, вокруг началось шевеление, и через считанные секунды с характерным «чавк» лягушка скрывается из вида… По стандартной схеме даю слабину, выжидаю пять-семь секунд, выматываю свободный шнур и что есть сил подсекаю! Лягушка вылетает из воды… Снова забрасываю туда же, проводка – опять «чавк»… Жду… Выматываю слабину… Подсечка – мимо! Крючками дал по зубам рыбе так, что та целиком из воды вылетела!

Ребята не удивляются, говорят, что это нормально, здесь сразу высокого КПД при реализации поклёвок добиться очень нелегко. Но я упёртый, и теперь добиться качественной подсечки для меня дело принципа!

Лягушку в воду, проводка и снова «чавк»! Стандартно: слабина, ожидание, выматывание слабины, подсечка… Мимо! Повторяю проводку за проводкой, почти каждый раз случаются поклёвки, но засечь рыбу ну никак не получается, будто кто-то заколдовал! Я уж, было, стал грешить на недостаточную мощность удилища, которое мне всегда казалось очень мощным. Нет, по ощущениям, бланк обладает достаточной жёсткостью, проблема, скорее всего, в другом – в недостатке опыта и понимания ловли. Собственно, иного ожидать на первой же рыбалке, да ещё в таких непростых для ловли условиях, наверное, не стоит.

Но поклёвки всё продолжаются: рыбы хватают лягушку, утягивают её под ковёр травы, но при подсечке не засекаются. Это повторялось раз семь подряд! И вот, после очередного «чавк», проведя стандартную процедуру подготовки к подсечке, я до упора вымотал слабину, упёр комель удилища в туловище и, стиснув зубы, сделал самую мощную подсечку, на какую только сил хватило, – есть! Я его засёк крючками!!!

Иваныч снова, как автоответчик, повторяет одну и ту же фразу: «Не дай ему нырнуть в траву! Не дай ему нырнуть в траву!» Да пытаюсь я! Моя бедная Ryoga таких нагрузок не видела даже во Франции на прошлогоднем чемпионате мира, когда мы ловили тяжёлыми приманками глубинную щуку… Исход борьбы был предрешён, когда я выволок «змея» на траву и впервые заглянул ему в глаза!

Отдельно Виктор Иванович меня проконсультировал по тому, как правильно брать змееголова из воды: рукой необходимо взять строго под жаберную крышку (не проблема – я так щуку всегда беру), а, главное, на голову «змея» нужно положить и плотно прижать большой палец. Эта рыба имеет свой непредсказуемый и дерзкий темперамент, может начать дёргаться и вырываться в любой момент, большой же палец на голове, по утверждению Иваныча, оказывает некое успокаивающее действие на рыбу. Сделав все правильно, без лишних хлопот спокойно беру «зверя» в руку – вот он, мой первый змееголов!

Вблизи мне до сего момента не удавалось хорошенько рассмотреть эту рыбу, действительно, он полностью оправдывает своё название!

Теперь предстоит непростое дело – извлечь из пасти приманку. Челюсть сжата с невероятным усилием, без инструмента обойтись невозможно никак. Извлечь крючок получилось быстро, приманку рыба не успела глубоко заглотить. Заглянув в пасть, я был изумлен тем, насколько совершенным инструментом убийства обладает змееголов: острые зубы, помноженные на невероятно мощную хватку, не оставят жертве никакого шанса.

Боюсь представить себе, что будет с пальцем, случайно попавшим в пасть по неосторожности…

Возвращаю бойца в родную стихию.

Насколько всё же змееголов необычен! Даже подобрать не могу правильных слов, чтобы описать своё впечатление от первого взгляда на него: сказать, что он уродлив, никак не могу, это ведь не так, но и красавцем назвать язык не поворачивается. В общем, первое впечатление совершенно неоднозначно. Наверное, нужно просто привыкнуть к тому, что он именно такой.

Эмоции зашкаливают! Несмотря на усталость после долгого перелёта и смены часовых поясов, чувствую себя очень бодро. Беру снова в руки снасть, поправляю крючок в теле лягушки и снова забрасываю в прогал. Активность, которая наблюдалась до поимки змееголова, резко сошла на нет. Очевидно, остальные собратья пойманной рыбы насторожились. Виктор Иванович сказал, что нужно подождать пять-десять минут и «змеи» снова начнут проявлять себя, ведь их здесь очень много. Так и произошло, очередная поклёвка у меня случилась минут через семь: «чавк», пауза, выматывание слабины до упора, мощная подсечка – есть! Я его засёк!

А дальше, что есть сил, вываживаю рыбу, не позволяя ей даже опустить голову в попытке нырнуть в гущу водных зарослей.

Рыба оказалась немного меньшего размера, поэтому проще поддалась моим усилиям.

Вот и второй «змей» в моем активе!

Как и перед этим, наступила пауза в активности. Очевидно, змееголов чутко реагирует на происходящее вокруг, каждый раз после шумного вываживания затаиваясь на некоторое время. Но и теперь пауза не длилась долго, уже минут через 5-7 стали происходить пустые поклёвки, а при очередной проводке моя лягушка вновь была проглочена змееголовом. Выжидаю около десяти секунд, подсечка – есть! Третий!

Десять секунд паузы между поклёвкой и подсечкой оказалось слишком много – лягушка проглочена настолько глубоко, что пришлось проводить что-то вроде операции по извлечению приманки.

Но, увы, крючки сильно повредили глотку, и Виктор Иванович решил, что выпускать рыбу с такими повреждениями нет смысла. Змееголова пришлось забрать. Меня это несколько расстроило, я не люблю убивать рыбу и стараюсь каждую пойманную особь без критичных повреждений вернуть в родную стихию. Собственно, Иваныч, будучи человеком весёлым, и в этом моменте нашёл плюс: «Не переживай, Алексей, хоть «змея» сегодня попробуешь!» Впрочем, забегая вперед скажу, что больше у меня ни один змееголов за все дни не получил существенных повреждений, все пойманные рыбы были возвращены в их родной приморский водоём.

Очень необычное отличие змееголова от почти всех мне известных хищных рыб, которых доводилось ловить, – это его нестандартный суточный период активности: активней всего эта рыба питается в самый пик жаркой погоды. Вот и сейчас Виктор Иванович обмолвился, что с наступлением сумерек клёв «змея» сильно снизится. Это было хорошо заметно: поклёвки, даже холостые, стали происходить существенно реже. Но Иваныч напоследок всё же уговорил одного змееголова «отведать» резиновой «лягушатины», реализовав финальную на сегодня поклёвку.

С корабля на бал – это здорово! Пусть и усталость берёт свое, и в голове каша, но всё равно очень здорово так быстро сменить обстановку и оказаться в абсолютно чуждых условиях. Именно это чувство, наверное, можно отнести к тем ощущениям, которые заставляют меня много путешествовать.

Солнце близится к закату, где-то в Краснодаре сейчас обед, а мы уже едем на базу ужинать и ложиться спать. К столь существенной разнице во времени привыкнуть сложно, это непросто даже осознать, ведь когда тут вечер, кажется, что он везде. Но голос супруги в телефонной трубке с иронией сообщает мне: «Добрый день!» Странное ощущение…

Ловля змееголова очень подходит для того, чтобы плавно, но быстро адаптироваться к разнице во времени: его высокая активность наступает после десяти часов утра, поэтому нет смысла вставать с первыми петухами, можно выспаться.

Утро. Полный сил, с огромным желанием скорее выйти на воду, готовлю снасти. Вчерашняя вечерняя ловля змееголова здорово раззадорила меня, не терпелось проверить в деле некоторые умозаключения, сделанные на основе увиденного вчера.

Загрузившись в лодку, сначала решаем пойти на вчерашнее место. Там явно наблюдалось существенное скопление змееголовов, потому пропускать найденную «суперточку» было бы неправильно. До места мы добрались за 15 минут, этот затянутый водорослями плёс в «чигирях» расположен не так далеко от базы.

Лодку ставим ровно на той же позиции, на которой она стояла вчера, и начинаем ловлю. Ветра нет совсем, потому несовершенные с аэродинамической точки зрения лягушки улетают хорошо в любом направлении.

Со мной в лодке Денис Сенаторов, он сегодня тоже намерен поймать «змея».

Первой поклёвки долго ждать не пришлось: уже на третьей проводке я увидел атаку моей приманки с характерным «чавк». Пауза… Подсечка – мимо… Лягушка на огромной скорости, подобно артиллерийскому снаряду, вылетела из воды прямо в лодку, ударившись с громким звуком о надутый борт. Да, не хотелось бы получить такой удар по телу…

Поправляю лягушку, повторяю заброс, но, видимо, рыба насторожилась, вряд ли у клюнувшего змееголова из пасти с такой силой когда-либо вырывалась добыча… Выматываю лягушку и забрасываю в другую сторону, а в это время Денис тоже подключился к ловле. Он забросил свою приманку в том направлении, где у меня была поклёвка, и почти сразу лягушку схватил «змей». Пять-шесть секунд, Денис делает мощную подсечку – есть! Но тут произошло то, чего я пока ещё не видел: засечённый змееголов сделал прыжок на расстояние никак не меньше двух метров, «дельфином» пролетев над поверхностью, и тут же сошёл… Вот это зрелище!!! Жаль, Лёвочкин Денис не успел направить туда объектив своей камеры.

Дальше рыбалка приняла необычный оборот: змееголовы довольно часто интересовались нашими лягушками, но не атаковали их, а мордой подбрасывали над водой. А те рыбы, которые всё же хватали приманку, почти сразу выплёвывали ненастоящих лягушек. Я подумал, что, возможно, дело именно в самой лягушке: не нравится размер или мягкость… Но пока решил не менять приманку, вчера ведь именно эта лягуха, выданная мне Виктором Ивановичем, работала лучше всех.

Вскоре при очередной проводке мою приманку с жадным чавком схватила рыба. По характеру поклёвки я понял, что этот змееголов выплёвывать «добычу» не намерен, потому выжидаю около пяти секунд и изо всех сил, едва не упав на сидящего сзади Дениса, секу, – есть!

Когда подтянул «страшилище» к лодке, обнаружил, что крючок засёк змееголова с внешней стороны. Эта лягушка имеет один крючок, в отличие от большинства моделей, оснащающихся двойниками, потому здесь есть бородка. Именно наличие обратной насечки на крючке не позволило буйному хищнику на сей раз сойти.

Отцепляю крючок и отпускаю рыбу. Как ни странно, этот змееголов ушёл очень спокойно, без проявления своего буйного характера.

Лягушка после вываживания выглядит совсем печально… Змееголов из неё сделал «чупа-чупс»…

Расправив приманку, замечаю, что в ней зияет большая дыра, через которую лягушка быстро наполняется водой и начинает тонуть. Нет, это не значит, что приманка своё отслужила, её можно заклеить, и она прослужит ещё долго. Но на это требуется время: обезжирить поверхность, проклеить, дать высохнуть… А мы ведь на рыбалке, здесь время не ждёт. На этот случай обязательно нужно иметь «скамейку запасных» и просто резервных приманок, а лягушек разного веса, размера и формы. Змееголова назвать гурманом нельзя, но и он периодически меняет свои пристрастия: то ему нужна мелкая лягушка, то крупная; то пухлая, то худая и длинная… В моём арсенале, который был куплен только вчера, не так много моделей, но есть пара лягух размером не сильно крупнее «раненой».

Привязав новую лягушку, забрасываю её в «чигири». Денис Сенаторов спрашивает меня: «А почему поставил лягушку жёлтого цвета?» Этот вопрос меня поставил в тупик, я ведь даже не обратил внимания на то, что она действительно жёлтая! Собственно, не думаю, что в ловле змееголова, как и при ловле той же щуки, цвет приманки имеет серьёзное значение. И уж, тем более, с учётом того, что ловим мы поверхностными приманками. Позже я и здесь убедился, что для змееголова куда важнее качество проводки и размер приманки, а не её цвет. Свои доводы я донёс и Денису, но меня позднее удивил тот факт, что почти все здесь первостепенное значение отдают именно цвету лягушки. Например, в одном из мест ближе к вечеру, где неподалеку рыбачил Андрей, которого мы и вчера встретили, я поймал очередного змееголова. Так вот первый вопрос, который после поимки рыбы мне задал Андрей, был: «Какого цвета лягушка?» На что я ответил: «Любого!». Вспомнилась даже легендарная фраза Генри Форда: «Вы можете выбрать автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет – черный». Я перефразирую: «Змееголов съест лягушку любого цвета, при условии, что вы проведёте её правильно!»

Новая лягушка не зелёная, а жёлтая. Очередного клюнувшего змееголова этот факт ничуть не смутил: «чавк», пауза, мощная подсечка – есть!

Форсированное вываживание не позволило рыбе при движении к лодке зацепить даже кусок водоросли. Но часто бывает так, что при неспешных действиях рыболова змееголов успевает спрятаться в зарослях и его приходится вытаскивать вместе с огромным «стогом сена». А эту рыбу я вывел прямо на поле плавучей травы, на которой «змей» смотрится потрясающе!

Продвигаемся немного вперед, заплыв в сам прогал, который мы облавливали примерно в течение часа. Здесь по его периметру много локальных мест, которые с предыдущей позиции были недосягаемы для заброса: отдельные «окошки», в которых заметна некоторая активность. Скорее не активность, а просто змееголовы выдавали свое присутствие периодическим всплытием на поверхность для глотка воздуха. Да! Именно для глотка воздуха! Эта рыба невероятно приспособлена к жизни в водоёмах, бедных кислородом. Но даже в условиях высокого содержания в воде кислорода змееголову периодически необходимо всплывать на поверхность и делать что-то вроде небольшого вдоха. Я не вдавался в детали того, зачем змееголовы «дышат» с поверхности, однако по характерному звуку, доносящемуся от этого своеобразного вдоха, можно легко определить местоположение рыбы.

Делаю заброс к самому дальнему «окну», которое по периметру плотно окружено плавучей травой. Лягушка падает на саму траву за интересующим меня ограниченным пространством воды. Я плавно стягиваю приманку в воду и, как только лягушка попадает на воду, останавливаю проводку, жду несколько секунд… Затем, как рекомендовал Виктор Иванович, поднимаю удилище вверх, слегка натягиваю шнур и произвожу одиночные удары кулаком по удилищу. В момент удара по шнуру передаётся импульс, заставляющий лягушку резко развернуться на месте. Этот способ помогает эффективно облавливать такие локальные окна, оставляя приманку в нужном месте очень долго. На сей раз необычный способ сработал: после пятого-шестого удара по удилищу во время паузы под травой началось шевеление, затем поднялась волна, и рыба схватила мою приманку. Пауза… Подсечка – есть!

При вываживании этот «змей» не доставил никаких хлопот, просто он совсем не крупный, всего-то чуть больше килограмма.

Забрасываю ещё в одно окно, повторяю действия – выход! Змееголов схватил приманку и активно её потянул в обратном от меня направлении. Решаю не ждать обычные пять-шесть секунд, а подсекаю почти сразу, и приманка вылетает из воды… Забрасываю ещё в одно локальное местечко, снова такая же проводка с ударами по бланку удилища: пара ударов и пауза продолжительностью 3-4 секунды. И тут тоже происходит атака! Теперь я выжидаю положенные секунды… Подсечка – есть!

Эта «змеюка» выдала такое сопротивление при вываживании, какого я ещё не видел в исполнении змееголова!

А дальше наступила тишина. Либо мы всех распугали, либо выловили самых активных, пора менять позицию. Переехали на плёс неподалеку, где больше пространства чистой воды.

Здесь у меня на первой же проводке случилась поклёвка солидного змееголова, который сошёл при вываживании.

А Денис свой шанс не упустил и поймал-таки первого сегодняшнего «змея».

Но, вопреки нашим ожиданиям, вся эта акватория оказалась очень малорыбной: за весь последующий час ловли у каждого из нас произошло всего по паре невнятных выходов, которые так и не закончились даже хваткой приманки.

Ребята много рассказывали о разнообразии здешних мест, поэтому я попросил Дениса показать ещё что-нибудь интересное. По наводке Виктора Ивановича едем на новое место, которое представляет собой обширное мелководье, густо затянутое под самую поверхность плотными водорослями.

Заплыв на эту траву, лодкой почти сразу спугнули очень крупного змееголова. Рыба есть! Значит, нужно упереться. Хотя и упираться не пришлось, почти сразу у нас последовало по холостой поклёвке, а затем мы с Денисом одновременно ловим по рыбе.

Его «змей» оказался весьма солидного размера, таких я пока не видел.

Место очень перспективное! Видно, что рыбы здесь много и она наблюдается в солидном скоплении по всей травянистой акватории. Продвинувшись чуть дальше, я замечаю в траве небольшое «окошко», до которого, хорошо вложившись в заброс, могу докинуть лягушку. Как обычно, кладу приманку чуть дальше перспективного местечка, затем плавно вывожу лягушку в прогал и лёгкими ударами по бланку заставляю её плясать на месте. Реакции долго ждать не пришлось, довольно скоро раздался звонкий «чавк», а лягушка скрылась из поля зрения – очень аккуратная поклёвка. Денис Лёвочкин взял фотокамеру, чтобы заснять момент подсечки, и, как оказалось, вовсе не зря! Выматываю слабину, вкладываю все силы в подсечку – есть! В первый момент показалось, что крючки приманки воткнулись в глухой зацеп, но через пару мгновений с огромной силой и брызгами во все стороны из воды вылетел крупный змееголов!

Я тут же понял, что на крючках точно рыба дня, а, быть может, и рыба всей поездки! Сделав несколько прыжков, рыбина нырнула в траву и встала. Я стал тянуть изо всех сил и сумел подтянуть к лодке огромный пучок водорослей, под которым где-то был этот «змей» с моей лягушкой в пасти. Я потянулся левой рукой в этот пучок травы, чтобы нащупать рыбу и взять её, правой удерживал спиннинг и шнур в натянутом положении. Ситуация не из ряда вон, подобные случаи часто бывают при поимке крупной щуки, я всегда с этим справлялся без особых хлопот. Но сейчас я имею дело со змееголовом – рыбой буйного и непредсказуемого темперамента. Обычно, когда его глаза закрыты травой, он лежит спокойно и его можно легко взять. Однако момент, когда я в траве нащупал его необхватную голову, совпал с тем, что большая часть водорослей ушла под лодку и мы с рыбой отчётливо увидели друг друга…

«Змей» с огромным ускорением, выпрыгнув из воды, рванул вдоль борта и через доли секунды я услышал звук: «Щёлк…» Мое удилище сломалось пополам…

Провозившись ещё недолго с рыбой, которая засеклась очень надёжно, я, наконец, взял её – это очень-очень солидный змееголов! Даже сломанное удилище не омрачило радость поимки!

Отпускаю красавца…

И анализирую, почему же сломался очень надёжный спиннинг, который в статистике поломок вообще не фигурирует?! Печально… Это первое удилище St.Croix, сломанное мною аж за 13 лет активного использования! Но, как говорится, рано или поздно что-то всегда случается. «Расследование» инцидента было недолгим, все «улики» на поверхности: змееголов такого размера – это даже не щука «за десятку», он сильно мощнее и резче; на шпуле намотан шнур 60Lb, который невозможно порвать при любом динамическом использовании удилища (бланк принимает все нагрузки); ну и самое главное – фрикцион затянут в «ноль»! Вот они все факторы. Сюда же стоит отнести, что с наглухо затянутым фрикционом я ещё никогда не ловил и в момент рывка рыбы накоротке подсознательно ожидал, что именно фрикцион смягчит перегрузку бланка, но, увы, при столь стремительном развитии ситуации сообразить не успеваешь. Все действия производишь автоматически, как их отрабатывал уже сотни и тысячи раз… Впрочем, повторюсь, меня этот инцидент не расстроил.

Это тоже опыт, в будущем уже будет понимание того, как правильней действовать в подобной ситуации и под каким углом держать спиннинг, чтобы избежать столь неприятных последствий.

Ну а сейчас нам остаётся лишь вернуться на базу, чтобы заменить орудие лова.