Разделы

Теги

Ещё
Статьи

В этом году Чемпионат Мира по ловле хищной рыбы спиннингом с лодок проходил в Эстонии на оз. Вильянди.

Само озеро, мягко говоря, маленькое – длина порядка 4,5 км, ширина метров 500. Есть ещё и определённые местные правила по передвижению на лодке, а именно – ограничение по скорости – 30 км/ч. Будет сложно и интересно, подумал я. Надо ехать!

У сборной России были запланированы отборы на начало сентября. Сам же Чемпионат проходил в конце сентября. Изначально на участие в отборах заявилось 9 пар, но чем ближе к самим отборам, тем всё меньше было потенциальных участников. Сложно сказать, почему многие не смогли приехать, ведь постоянно обсуждаемый финансовый вопрос в данной поездке остро не стоял. Если на многом экономить, то можно было съездить вполне бюджетно, да, собственно, дешевле можно съездить только на Чемпионат Мира в своей стране… Но факт остаётся фактом, и отборов у сборной не было, что, видимо, не очень хорошо! Например, забегая вперёд, скажу, что будущие Чемпионы Мира – литовцы – отбирались на этом водоёме.

От России в Эстонию приехали всего три пары спортсменов. А, значит, вместо отборов будут сборы/тренировки/изучение водоёма. Состав сборной точно такой же, как и на Чемпионате Мира во Франции год назад. Напомню, что тогда мы выиграли бронзу, и в этом году стояла задача минимум – быть в призах! Пары распределились следующим образом: Сухов – Фоминых, Шанин – Панчёхин, Иноземцев – Давыдов!

Тренировки

Я абсолютно убеждён, что соревнования выигрываются ещё на тренировках, поэтому о них (тренировках) здесь будет написано больше, чем о сами соревнованиях.

Как обычно тренировки начинаются ещё дома, поэтому краткая информация по озеру у нас была: ловится в основном окунь и щука, есть судак, но очень мало. Посмотрели мы и результаты эстонских отборов, чтобы примерно понимать, сколько в среднем надо ловить. Была у нас и карта глубин.

Как можно увидеть озеро абсолютно без рельефа, поэтому по сути надо было настраивать себя ловить вдоль берега – либо в самой траве, либо по первой и единственной бровке.

Мы начали с того, что проплыли всю береговую зону (она ведь реально очень маленькая) и выделили для себя участки, их было три типа:

1) к берегу подходит глубина, очень резкий свал, травы почти нет;

2) свал более пологий, местами есть трава, в основном это различные мыски и подводные косы;

3) места, сильно заросшие травой.

Соответственно под каждое место требовалось подобрать приманки и технику их проводки. Про глубину мы как-то сразу забыли, и, как оказалось в дальнейшем, зря. Мы немного поплавали, посмотрели в прибор, практически никакого рельефа не нашли и забили на это дело.

Мне кажется, в этом была некоторая ошибка – подход, всё же, должен быть более системным, но это сугубо моё личное мнение, у каждого свой подход. Соответственно, по глубине мы практически не ловили, а именно там был зачётный окунь, которого нашли многие команды, для некоторых он сыграл ощутимую роль в итоговом распределении мест! Окунь, понятное дело, был сложным, и совсем не факт, что мы бы в него въехали, но ведь, по сути, и не попробовали. Хотя Чемпионат вполне выигрывался и без окуня, и, может, это вовсе и не основная наша ошибка. Окуней-то мы ловили, но все околозачётные.

Вот окунек скушал Owner/C'ultiva Rip'n Minnow 112.

А этот решил укусить ZipBaits Rigge MD 86SS.

Но это всё не главное. Итак, тренировались мы вдоль берега. Собственно, и ловить собирались только там. Только щука.

У нас как-то сразу выработались две концепции. Во-первых, ловля по бровке и, во-вторых, ловля в самой траве. Опишу про каждую концепцию отдельно.

Ловля по бровке

Казалось бы, что здесь можно придумать нового? Но мы старались, пробовали различные приманки, но твичинг крупных воблеров рушил все наши надежды найти что-то новое, на него клевало! При этом сильно лучше, чем на всё остальное! У меня ещё достаточно стабильно работала одна колебалочка-незацепляйка весом 20 г, при этом на неё ловилась всегда зачётная рыба, но её было достаточно сложно держать в нужном горизонте и правильно подтвичивать, видимо, поэтому она так и не смогла стать для меня основной приманкой! Из воблеров я для себя выделил две основные приманки – DUO Realis Jerkbait 100 SP (это вообще мой любимый воблер) именно на него мы и поймали зачетную щуку во втором туре. Второй воблер – Ima Flit 120. Думаю, приманка в представлении не нуждается! Очень хотелось бы, чтобы она почаще приходила в Россию, а то реально не хватает и её постоянно ищут!

А когда вы увидите список тех, кто остаётся у меня на замене, то ещё больше удивитесь в силе первых двух воблеров на этом водоёме! Это: Pontoon21 Cablista 125 SP-SMR (на эту приманку были большие надежды), DUO Realis Jerkbait 120 SP (тоже очень исправно ловил щуку, но я его хуже понимаю, чем 100), OSP Rudra SP (великий воблер, но в этот раз он в запасе), Megabass ITO SHINER. На последнем воблере хочу остановиться подробнее. Я его решил попробовать ещё в самом начале тренировок. Он стал ловить щук, но не было стабильности, но не в нём, а у меня в руках – я чувствовал, что у него огромный потенциал здесь, но правильно им играть у меня не получалось, поэтому решил не упираться. Чуть позже монстр твичинга Алексей Шанин сказал всем, что это лучший воблер здесь, он объяснил, как он им ловит, но я так и не смог поставить стабильную игру, думаю, Алексей в своём отчёте обязательно напишет про эту приманку, она этого заслуживает!

Вот и всё, других приманок для ловли по бровке я в лодку брать не собирался.

Меня очень возмущало, что у нас катастрофически не клюёт на джиг по бровке, вот просто не клюёт и всё. И вообще, как ловить на джиг, просто проводя его в толще воды и без какой-либо привязки к рельефу? Это меня просто вводило в шок, я отказываюсь это понимать! Ну, собственно, про джиг мы и забыли поэтому.

Видимо, по ловле с бровки это всё, да, ещё отмечу, что места 1 и 2 особо не отличались по количеству щуки, в основном стоянки пятнистой определяла кормовая база.

Ловля в траве

В траве рыбы было меньше, но более крупная, практически вся зачётная, правда, и поймать её было гораздо сложнее. Сначала у нас получалось не очень, потом приспособились и дело пошло. Именно из травы и поймали самую крупную щуку сборной на тренировках, длиной 73 см.

Сработала вертушка Pontoon21 BC Indi-Rah №2. Но вертушки в самую густую траву не покидаешь, поэтому всё же основными приманками в траве были колебалки-незацепляйки и джиг весом 4–8 г + виброхвост на офсетнике. Я использовал виброхвосты Pontoon21 Awaruna 4 и 4,5 дюйма. Они со своей задачей справлялись на 100%, считаю, что других приманок даже и не надо было!

Джиг просто закидывался в окна травы и проводился волнообразной проводкой.

Это всё, что мы натренировали, уехали даже на один день раньше, так как не знали, что ещё можно делать на этом водоёме… Может, за это нас судьба наказала и не позволила поймать в любом из туров хотя бы ещё одну щучку? Ведь эта щучка стоила серебра…

Дальше были сборы дома, поход по магазинам, некоторые вещи пришлось докупать, но в целом всё было готово. И мы опять стартуем в Эстонию!

Официальные тренировки

Лично для меня они прошли как-то скомкано, надо было и проверить, и посмотреть за другими, и в тоже время не палиться, а это значит не ловить, а не ловить – не вспомнить, как ловил тогда на тренировках, ну, и так далее. Даже не знаю, что и написать про них. Нас интересовала трава, мы её посмотрели, она прилично проредилась, но рыба там осталась. Мы увидели, что многие команды лезут в траву, а, значит, всю щуку наколят в траве в первый день, и во втором туре здесь будет нечего делать. Поэтому надо сразу комбинировать ловлю с бровки с ловлей в траве.

Посмотрели, как другие ловят по бровкам – в основном это был джиг. Уже на второй тренировке поняли, что окуня ловят с большой глубины, нам уже банально не хватит времени, чтобы въехать в тему! Но главное тренер смог сделать для себя выводы по тренировке, выработать тактику игры и озвучить основной состав…

Я же окончательно определился с набором основных спиннингов в лодке. Ими стали:

На всех спиннинговых комплектах у меня намотаны шнуры Pontoon21 Eighteria от #1 до #1,5.

1 тур

Наша пара остаётся на замене, поэтому сегодня мы диспетчеры. Вместо спиннингов с катушками у меня в руках другие принадлежности.

Было интересно. Казалось бы, что могут сделать в лодках диспетчеры, а оказалось многое! Тем более на таком маленьком водоёме, где всё просматривается. Мы помогали ребятам на воде как могли, надеюсь, что-то из этого получилось! Я посмотрел, как ловят многие сборные с очень близкого расстояния, понял уровень для себя.

Но один момент первого тура я запомню на всю жизнь, пожалуй, только ради этого можно было ехать в Эстонию. Сижу на берегу и смотрю в бинокль за передвижениями команд, как вдруг из воды вылетает птица и кушает щуку! Жаль моя фотоаппаратура не смогла побольше приблизить, но по фото сценарий происходившего вполне можно увидеть. Скушала и опять под воду, на моих глазах такого ещё никогда не было!

В первом туре нам достойный результат сделать не удалось, одна пара выступила хорошо, а у другой ловля не заладилась, поэтому сборная заняла лишь 8 место! В личном зачёте с большим отрывом лидировала наша пара Шанин-Панчёхин.

Дальше было собрание, обсудили, обдумали план на второй тур и начали собирать снасти. Рабочее настроение, ещё можно всё отыграть! На второй тур будет замена в составе команды.

2 тур

Наша пара уже в игре, разделили водоём на две части, мы пошли в левую, а ребята из первой двойки – в правую. Мы для себя решили, что встаём над бровкой с тем раскладом, что один ловит воблерами с бровки, а другой прочёсывает траву. Куда хотели встать – уже все занято, находим место левее, начинаем двигаться по бровке, чувствуется, что рыба очень пассивна и надо подбирать проводку воблера очень точно, чтобы заставить её клюнуть. У меня было в туре очень много аккуратных поклёвок, буквально лёгких тычков воблера, на тренировке я такого не замечал. Но заставить рыбу клевать увереннее у меня не получалось! Прошли уже приличный участок, на бровке рыба попадается, но пока незачётная. Пугает то, что в траве вообще нет поклёвок, неужели её вчера всю выбили, но не может такого быть! Мозг никак не может сообразить, что, видимо, надо залезать в самые непролазные дебри, куда вчера даже никто не кидал! Вместо этого решаем больше сосредоточиться на ловле по бровке. Клюют незачётные щучки. И вот размер немного увеличивается. Есть – 46 см, практически сразу за ней ловится ещё одна – 44 с чем-то… Почти, но увы, эти «почти» так дорого стоили!

Дальше начинается небольшая суматоха и метания по водоёму, но клёв уже обрубили. Мы меняем точки, но никакой новой идеи в голове не появляется. И мы решаем на заключительный час вернуться опять на эту бровку с зачётными щуками в надежде на выход. Надо было бы, конечно, как-то сыграть с изюминкой и поинтереснее, но вариантов не было. Поэтому, видимо, ещё одну щуку мы не заслужили… Финиш!

Пара Шанин-Панчёхин поймала 2 щуки, им этого вполне хватило, чтобы стать Чемпионами Мира в личном зачёте! Молодцы, ребята! Искренне рад за вас и поздравляю от всей души!

Сборная же по итогам второго тура стала четвёртой, но подняться в итоговом протоколе выше 8 места так и не смогла! Обидно, досадно, и даже не ладно…

Потом было награждение победителей, веселье, обмен опытом, но настроения не было… Думаю, это фото справа как нельзя лучше характеризует моё эмоциональное состояние сейчас и после Чемпионата Мира…

Спасибо нашим болельщикам за поддержку! Приношу свои извинения за такое невыразительное выступление сборной!

Чемпионат состоялся, выиграли сильнейшие. С чем я их и поздравляю! Литовцы – очень сильные соперники. Поздравляю! Итальянцы – это сборная, которая ловит всегда не как все, я не понял, как они ловили, никто не понял… Серебро. Поздравляю! Франция – и невозможное – возможно, я очень хотел сделать как они во втором туре, но сделали они, они молодцы, просто 4 парня приехали без тренировок (насколько я понял), просто поняли в первый день свои ошибки, и просто поймали во второй.... Просто... ну, я бы не сказал! Поздравляю! Ну а мы, а что мы? Мы боролись и искали, не нашли, но и не сдались… Надеюсь Каверин В.А. меня простит и в следующий раз про нас вполне можно будет сказать и его словами: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Открытие форелевого сезона

Андрей Яншевский 9 октября 2015

Ещё в середине сентября супруга поставила меня в известность, что запас форели, сделанный ею в марте, закончился.  Читать

Ловля рыбы в мутной воде