Разделы

Теги

Ещё
Статьи

Наверное, не только у меня зимой периодически возникает непреодолимое чувство тоски по лету и теплу. Особенно остро оно проявляется в серые дни, когда и погода не радует, и рыба на ближайших водоемах не клюет. Именно тогда хочется вспомнить самые яркие события прошедшего сезона и помечтать о новых путешествиях и рыбалках.

А одним из самых ярких и эмоциональных путешествий в прошлом году у меня стала поездка за тайменем в Монголию. Рыбой, которую я до этого момента не ловил, но всегда о ней мечтал.

Глядя на фотографии, мне хочется буквально под каждой из них написать большой развернутый комментарий. Рассказать, как можно больше о нашем путешествии. Но я постараюсь сдерживать свои порывы и эмоции, и не раскрывать всех карт. Так как большой и развернутый материал с мельчайшими подробностями самых интересных событий нашей экспедиции ждет вас в следующем номере альманаха «Рыбы. Люди. Снасти».

Сейчас лишь предлагаю вместе посмотреть на фотографии, с минимальными комментариями, и окунуться в необычайно красивую природу Монголии в поисках рыбы – мечты!

Заранее хочу поблагодарить моих коллег (Алексея Соглаева, Александра Рыбкина, Дениса Цейтлина и Вячеслава Тина) за предоставленные фотографии и возможность их размещения в своем блоге. Я лишь их систематизировал и немного обработал...

Про дорогу

Вещей оказалось, как всегда, много... Пришлось платить за перевес. Но, в экспедиции на съемки по-другому и не бывает. Съемочное оборудование весит достаточно много.

Наконец-то, долетели до Улан-Батора. После небольшой заминки в аэропорту «Чингисхан» и ожидания дополнительной машины, все наши вещи были благополучно погружены на борт, и мы отправились в путь на четырех серьезных джипах, подготовленных для дальних экспедиций.

Путь предстоял неблизкий, порядка восьмисот километров от Улан-Батора. А асфальт кончился практически сразу... И нам оставалось только смириться со своей участью и получать удовольствие от созерцания местной необычной природы. И удивляться тому, как местные водители находят именно ту тропинку, которую нужно. Сколько раз мы переезжали реки вброд, я даже затрудняюсь сказать. Первые разы это было событием – все фотографировали, снимали на видео, волновались. Но на обратном пути я уже не замечал разницы, по земле мы едем или по воде.

Вот, кстати, наши доблестные водители, которые сопровождали нас всю экспедицию. И продолжали движение в очень тяжелых и суровых условиях. А на стоянках, пока мы ловили рыбу, они отсыпались и чинили машины, которые под такими нагрузками обязательно ломаются...

По дороге мы проезжали достаточно много всевозможных религиозных и ритуальных сооружений. На одной из них совершили некий обряд. Нужно было загадать желание и, обойдя вокруг ступы, кинуть камень... Ну, несложно догадаться, какое желание можно загадать, отправляясь на рыбалку...

Про первую реку

Первая наша остановка была на реке Чулут, что в переводе значит «каменная река». И она этому названию полностью соответствует. Все берега усыпаны камнями. Присутствовало такое ощущение, что сейчас из-за горы выйдет какой-нибудь динозавр... А когда мы, прогуливаясь по берегу, наткнулись на наскальную живопись, ощущение первобытности не покидало нас все оставшееся время...

Нам сразу же продемонстрировали, что рыба в реке есть. И причем очень хорошая. Вот он, первый таймень, которого я увидел вживую! Пойман нашим коллегой из Монголии.

Незамедлительно приступаем к рыбалке, и уже у меня в руках рыба, ради которой мы сюда и приехали. Таймень! Да, не гигант, но первый! Радости нет предела. Тем более, нас уверяют, что дальше будет только лучше. А на этой реке у нас просто привал, и ловить мы тут будем всего полдня. И поедем дальше на другие реки, которые интереснее и рыба в них крупнее.

Переезжаем на новую реку Дэлгэр-Мурен, что значит «большая широкая река». Потрясающие пейзажи, но с рыбой совсем грустно. Оказывается, до нас тут побывали американцы на восьми лодках... Что ж, понятно, видимо крупного тайменя мы тут не найдем. Остается переключиться на ловлю ленка и хариуса легкими снастями. Для этого у меня как раз с собой было лайтовое удилище Pontoon21 Stylo 732L-J длиной 7'3" и тестом 2–12 г. Нужно сказать, что именно благодаря использованию такой легкой и гармоничной снасти в совокупности с небольшими воблерками, удавалось добиваться максимального эффекта практически на любом участке реки. Но о технической и практической составляющей рыбалки, как и обещал, расскажу в полноценной статье.

Ленок и хариус отлично ловились на небольшие воблерки, такие как Pontoon21 GagaGoon 55SR, RedRag. А одним из самых результативных оказался воблер Realis Rozante от DUO.

А вот Алексей Соглаев достаточно много экспериментировал с силиконовыми приманками, и на Pontoon21 Pillo тоже неплохо ловил ленков. И как бонус поймал даже тайменя!

Но, все же, самые крупные ленки попадались, как прилов, во время ловли тайменя на достаточно крупные приманки. Днем это случалось в основном на средние и крупные воблеры и тяжелые колебалки.

Про ночную рыбалку

Но реальнее всего поймать крупного ленка было ночью, собственно, как и тайменя. Именно с наступлением темноты активность рыбы увеличивалась. Это происходило не всегда, да и не всегда у нас оставались силы отправляться на ночную рыбалку. Но были и такие случаи, когда на одной и той же яме, днем поклевок не было, а ночью рыба активно кормилась, и издавала характерные звуки на поверхности.

Все местные ловили на «мышей», а мы использовали разные пластиковые поверхностные и подповерхностные приманки. И они как минимум не уступали «мышам». А некоторые приманки, такие как Ima Roumba, Pontoon21 Loco Perro и Preference Popper, однозначно были хитами!

Ранним утром тоже клевало, но было, как правило, очень холодно и чаще всего мы еще отдыхали после дневных и ночных рыбалок. Стоит заметить, что температура колебалась очень сильно – днем может быть двадцать градусов тепла, а ночью вполне возможны заморозки. Однажды нам даже пришлось отогревать ботинки для вейдерсов кипятком, чтобы их одеть.

Быстро стало понятно, что ловить по выбитым местам не очень интересно, а ждать, пока рыба восстановится, у нас нет времени, поэтому сокращаем время стоянки на этой реке и отправляемся на следующую. По дороге заезжаем к местным, чтобы немного пополнить запасы продовольствия. Кстати, о еде стоит поговорить отдельно.

Про еду

Думаю, у каждого после этой поездки остались самые неизгладимые впечатление не только от рыбалки и необычной природы, но и от местных кулинарных изысков. Мягко говоря, не всем пришлась по душе такая кухня. Скажу откровенно, столько баранины, я, наверное, за всю свою жизнь не съел, сколько в этой поездке. Баранина была в любом виде, везде и всегда. Даже чай был с бараниной. Долго не мог привыкнуть пить соленый чай с молоком и бараньим бульоном. Но потом даже начал втягиваться! И под конец путешествия он откровенно мне уже нравился, как, собственно, и вся остальная еда. Сейчас даже как то не хватает жирной домашней лапши, пережаренной на куске сала с мясом и овощами. За что, кстати, отдельное спасибо нашему повару, единственной женщине в коллективе!

Иногда нас, конечно, баловали привычной едой, типа сосисок на завтрак, но их быстро съели. А баранину, так же как и различные молочные продукты, всегда можно приобрести у местных, буквально в любой юрте или доме. И это не удивительно, ведь население Монголии всего около 3 млн. человек, а поголовье скота больше 50 млн.

Нас, как гостей, решили удивить еще больше и накормить всеми деликатесами. Одним из таких был большой полевой сурок байбак. Честно скажу, что этого байбака, точнее его запах, я, наверное, не забуду никогда. Так сложилось, что именно в момент готовки я чувствовал себя очень плохо. Толи чем-то отравился, то ли была тяжелая акклиматизация, не понятно, но это явно усугубляло восприятие сурка. Я, конечно, попробовал маленький кусочек, но больше вряд ли захочу. Хотя, некоторые его уплетали за обе щеки и просили добавки. Но, как говорится, на вкус и цвет...

Про природу

Помимо кулинарных изысков, нас, конечно же, потрясала и особенная красота местной природы. По ходу пути на машинах, мы то и дело останавливались, чтобы сделать памятные фотографии. Вот, например, одно из таких мест было около высокого каньона реки, на которой мы только что ловили рыбу.

Про сплав

Дальнейший наш путь лежал на еще одну очень известную монгольскую реку Ууре-гол. Там нас ждал приют на пару дней в деревянном доме. Условия быта, конечно, более, чем скромные, но спасть на полу в теплом деревянном доме гораздо лучше, чем в палатке. Так что эти несколько дней относительного комфорта дали новые силы на поиски рыбы – мечты!

Тем более, что дальше, наконец-то, должен начаться долгожданный сплав, с новыми возможностями и новыми надеждами. Отправляемся всей нашей большой интернациональной бригадой рыбаков к самым верховьям реки, настолько далеко, насколько может проехать машина. Даже встречаем по дороге инспектора рыбнадзора на коне, который проверял у нас лицензии на ловлю. С документами полный порядок, об этом заблаговременно позаботились наши монгольские друзья. Так что спокойно приступаем к сплаву!

И, надо сказать, что ловля сплавом пошла гораздо веселее и продуктивнее, чем переезды с места на место на машине. Мы облавливали практически каждый перспективный участок, выходя на берег, так как с лодки ловля запрещена. И буквально сразу стала попадаться та рыба, которую мы и искали, – таймень! Да, гигантов нам так и не встретилось. Но, мне кажется, это уже и не важно. Главное, что тайменя поймали все. Все получили свою порцию адреналина. У кого-то оказалась результативная и запоминающаяся ночная рыбалка, кто-то поймал тайменя вприглядку, кто-то сражался с крупной рыбой на легкой снасти! Я уверен, что у каждого найдутся свои самые яркие эмоции и ощущение от этой поездки. А ни это ли и есть самое главное! А таймень-гигант – это мечта, которая для меня пока так и остается мечтой. И так даже лучше!

В этой поездке мы видели и чувствовали очень многое. Перемещение по реке на лодке сделали возможным несколько удивительных встреч, не только с местной флорой, но и фауной во всей красе. Так сказать, лицом к лицу. Немного заинтригую вас, и обязательно расскажу об этом в альманахе.

Надо отметить, что нам отчасти повезло с погодой. Большинство дней были теплыми, и лишь к концу нашей экспедиции погода стала ухудшаться. В день перед отъездом начал идти дождь. И утром, после накопившейся за эти дни усталости, из палатки совершенно не хотелось вылезать. Но все понимали, что это не то место, где нужно себя жалеть. Тут важна каждая минута, каждое мгновение, проведенное на реке, не взирая на любую погоду и усталость. Ведь таких красивых рыб мы ловим не так уж часто.

Пора домой

Вот и прошли те незабываемые дни на реках Монголии. Они были разные – разная погода, разное настроение, разные пейзажи, разные рыбы. Именно это и есть рыбалка – она разная!

Напоследок наши монгольские друзья продемонстрировали, как выглядят турниры по национальной борьбе. В Монголии это считается самым популярным и престижным видом спорта.

Как и водится, победила дружба. Общее коллективное фото на память. И в придачу канистра хитрой воды. Не буду говорить, что это. Кто знает, тот поймет.

Несмотря на то, что дорога домой была долгая и тяжелая, ее все выдержали, и уже в Улан-Баторе на секундочку показалось, что мы дома. Но, нет, только показалось, еще одну ночь мы проведем в гостинице, и только утром отправимся на самолет до дома. Где все будут еще долго приходить в себя, а потом ждать следующих увлекательных путешествий в поисках больших и красивых рыб!

В заключение хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто сделал эту поездку возможной! И, конечно же, большое спасибо всем членам нашей экспедиции за терпение, мужество, помощь и поддержку. Отдельное спасибо за предоставленные фотографии и возможность их размещения моим коллегам: Леше, Денису, Саше и Славе.

Да, и еще, в качестве бонуса… Небольшая серия, на мой взгляд, самых удачных фотографий! Я бы дал ей общее название «Настроение Монголии». Респект Леше Соглаеву, который в любой удобный момент убегал куда-нибудь со штативом и творил такие шедевры!

...

Утомительный Углич

Александр Воробьев «Технолог» 14 февраля 2015

Отчет о прошедшем чемпионате России по ловле рыбы на блесну со льда.  Читать

Ночной спиннинг на большой реке. Продолжение

Евгений Громов 13 февраля 2015

Когда я всерьёз увлёкся ночной ловлей судака, то, как и многие более опытные в этом направлении товарищи, в большинстве ситуаций отдавал предпочтение воблерам класса минноу и был, в общем-то, доволен результатом.  Читать

Горизонтальная революция. Продолжение (часть 2)

Алексей Вьюнов 11 февраля 2015

Вроде ничего сложного. Чем больше масса, тем более сильные волны она может распространять и тем лучше рыболов «слышит» приманку на глубине.   Читать