На этот раз мы затронем тему конструктивных особенностей катушек и материалов, из которых они сделаны.
Часть 1, Часть 2
Кроме разделения рыболовных катушек любого из производителей на классы согласно их типоразмерам, они всегда имели и имеют определённое ранжирование. Проще говоря, производители прекрасно понимают, что далеко не всем рыболовам нужен, а может и вовсе не по карману, топовый топ, и что не каждый будет готов ловить простенькой катушкой. Для разных рыболовов разные инструменты, и именно поэтому на рынке рыболовных катушек представлено такое многообразие моделей разных ценовых сегментов. Не секрет, что от положения катушки в иерархической лестнице напрямую зависит то, насколько она качественна и каков её потенциальный ресурс при должном обращении и эксплуатации. А определяющими факторами в данном вопросе являются материалы, используемые при изготовлении катушки, и её кинематика.
Долгое время в рыболовной «тусовке» ходили обсуждения на тему того, что катушки, напичканные максимальным количеством подшипников, являются априори лучшими. И ничто не было так важно, как цифра, указывающая на наличие пригоршни «балберингов» в катушке. Но спустя какое-то время, когда купленные крутые десяти-, четырнадцати-, ста-подшипниковые катушки начали выходить из строя спустя пару сезонов, к людям стало приходить понимание и осознание того, что «не всё то золото, что блестит». И что количество подшипников в катушке это хоть и важно, но вовсе не панацея и не показатель её долговечности и неубиваемости. А что сегодня? Сегодня наш брат уже не тот, что раньше. Сейчас все во всём разбираются, все всё знают, и катушки выбирают уже со знанием дела. Но, вопросов от этого задают не меньше.
В современном катушкостроении технологии шагнули вперёд семимильными шагами, и вот уже более десяти лет наряду с металлами и полимерами в конструкции катушек широко применяются композиты. И что из этого выбрать – один из главных вопросов, возникающих при покупке катушек.
Полимеры. Или просто – пластик. Пожалуй, один из самых распространенных и часто применяемых материалов в катушках. Несмотря на свою, скажем так, нетехнологичесность и очевидную дешевизну, пластик довольно часто встречался (да и встречается до сих пор) в катушках не только бюджетного класса, но и в более дорогих моделях.
Из него изготавливаются некоторые части корпуса и ротора, а иногда и полностью весь корпус, ротор, детали внутреннего механизма и другие части катушки. Применение пластика позволяет значительно снизить стоимость катушки на выходе, делая её привлекательной, в плане цены, более широкому кругу потенциальных покупателей. У пластика есть много хороших качеств, таких, например, как малый удельный вес, высокая стойкость к вредным факторам окружающей среды, не подверженность к окислению или воздействию воды и, как следствие, возникновению коррозии. Также пластик обладает достаточно хорошими шумоподавляющими свойствами, что тоже имеет определённое значение в катушкостроении. Правда, относить это к его положительным качествам или отрицательным – дело сугубо индивидуальное, так как, с одной стороны вроде и хорошо, меньше слышно работу катушки, но с другой стороны, пластик «съедает» и полезный «шум» (речь идёт о сенсорике снасти и о передачи информации тактильно), порой очень необходимый во время рыбалки, что плюсом совсем не назвать. Однако есть у пластика и негативные стороны, способные перечеркнуть все его плюсы в один момент. Пластик не отличается высокой износостойкостью, более подвержен истиранию в узлах трения, и легко ломается при «нештатных ситуациях». Также пластик требует особого внимания в процессе разборки-сборки. Резьбовые соединения у пластиковых катушек очень нежные и часто встречаются катушки, в которые хозяева (или кто-то другой) когда-то залезли и по незнанию сорвали резьбу в одной или нескольких точках крепления, перетянув её или просто не попав по резьбе. Вот, именно по этим причинам катушки из пластика не отличаются особой долговечностью и прочностью, но, в общем-то, способны служить годами при условии правильной их эксплуатации и бережном отношении.
Металлы и сплавы. Безусловно, большая часть деталей внутреннего механизма катушек изготавливаются из различных металлов. Но, кинематику мы оставим на закуску, и поговорим о применении металлов в изготовлении корпусов катушек и их других наружных элементов.
Иногда металл используют для изготовления корпусов катушек классом ниже среднего, но чаще всего металлические корпуса, роторы и другие детали встречаются в катушках более дорогих ценовых сегментов, то есть средний и топовый классы. Оно и логично, ведь металлы гораздо прочнее и обладают большей износостойкостью, нежели полимеры. Металлы способны выдерживать большие нагрузки, меньше подвержены износу в парах трения и, чтобы сломать металл, нужно сильно постараться. Также металл повышает сенсорику снасти в целом, по сравнению с другими материалами. Может быть для кого-то это и новость, но так оно на самом деле и есть. И все эти многочисленные разговоры о том, что у одних «палки стучат» на двух граммах, а у других они же и на десятке глухие как бревно, берут начало именно здесь. Вы попробуйте заменить пластиковую катушку на металлическую, и сразу же почувствуете разницу, и удочка у вас запоёт, и всё начнёт «стучать» как никогда чуть ли не в коленную чашечку.
Мне кажется переоценить металл, в разрезе вопроса изготовления корпусов и других деталей катушек, достаточно сложно, но и этот, почти совершенный материал, имеет ряд нюансов, играющих против него. Во-первых, металлы изначально имеют более высокую стоимость. При этом они ещё и достаточно тяжелы – это во-вторых. А если хочется, чтобы катушка была из металла, да ещё и лёгкой, то тут нужны специальные металлы и их сплавы, которые априори стоят дороже обычных металлов, что сильно сказывается на цене готового продукта – и это в третьих. Не будем забывать ещё и о возможной коррозии. И всё же, плюсов у металлов гораздо больше, чем минусов, и именно поэтому они являются самым лучшим материалом в разбираемом сегодня вопросе.
Композиты. Наверное не ошибусь, если скажу, что вопрос, связанный с применением композитов в катушкостроении, на сегодняшний день является чуть ли не самым бурно обсуждаемым в рыболовной тусовке. С приходом на рынок, шуму, конечно, они наделали не мало. С момента запуска их в массы прошло уже больше десяти лет, и за столь продолжительный период времени многие пользователи успели опробовать их в деле и составить своё мнение на этот счёт. Я – не исключение. Что же представляют из себя эти композиты?
Как заверяют производители, это новый, современный, высокотехнологичный материал на основе углеволокон и специального связующего, который по своим прочностным характеристикам не уступает металлу, а где-то даже его превосходит. Материал имеет высокий коэффициент прочности, абсолютною устойчивость к коррозии и воздействию агрессивных факторов окружающей среды, и к тому же лёгок, как самые дорогие сплавы металлов. Хорошо обрабатывается и позволяет реализовать самые сложные технологические решения. Что же мы имеем на самом деле?
Что касается лёгкости и коррозионной стойкости – то тут ни дать ни взять, действительно лёгкий материал абсолютно не подверженный коррозии и другим неприятностям подобного характера. Что касается прочности, то вопрос, я бы сказал, достаточно спорный по ряду причин. Во-первых, композиты, как и полимеры, имеют слабые резьбовые соединения, что, опять же, требует определённого внимания. Во вторых, мне известно не мало случаев, когда корпуса и роторы катушек, выполненные из композитов, ломались аки хворост при возникновении «нештатных ситуаций», чего не скажешь о металлах и их сплавах. В третьих, у композитов есть одна противная (на мой взгляд) особенность, выраженная в повышенной шумности, вызванной так называемой «сухостью» материала. Причём полезной звонкости всей снасти эта сухость не придаёт ни чуть, а вот паразитных шумов добавляет не мало. Да и качество этих композитов от серии к серии сильно разнится. Я не замечал, чтобы во всех линейках катушек, где применяются эти материалы, они были одинаковыми. Возможно, это моё субъективное мнение, но! Как объяснить то, что, к примеру, тот же Zaion, из которого сделана линейка катушек Daiwa 07 Luvias имеет колоссальные отличия от этого же материала, применяемого в производстве серий катушек Freams и Caldia 11-го модельного года. В старом «лювике» Zaion плотный, крепкий и монолитный.
Он настолько хорош, что я даже осмелился бы поставить его в один ряд с магнием и его сплавами, тогда как Zaion «одиннадцатых» Caldia и Freams имеет ярко выраженную структуру, волокнистость и всё больше и больше напоминает банальный пластик.
Что касается Shimano и его Ci4, Ci4+, XGT7, 9, HGN и прочее-прочее, то тут вообще тёмный лес (читать – сплошной маркетинг), и «без бутылки» точно не разберёшься.
Однако как таковой принципиальной разницы, в этих разных сортах композитов, я, как пользователь (и не только), найти не смог.
Я одинаково хорошо отношусь как к Daiwa, так и к Shimano, и к ABU Garcia и прочим другим конторам, производящим качественные вещи, и какой-то предвзятости ни к кому из производителей не имею. Однако могу сказать положа руку на сердце, что по моему мнению лучше металла, для катушкостроения материалов нет, и предпочтение своё в первую очередь отдаю именно металлу. Хотя, есть в моём арсенале катушки не из металлов, или частично не из них, и каких-либо нареканий у меня к ним нет. Они прекрасно работают и выполняют вверенные им функции на все 100%, правда, возможно, до поры до времени...
Артем Мишин
23 августа 2017
Москва-река (далее МР) уникальный водоём, позволяющий ловить рыбу по открытой воде круглый год. Все об этом знают, и мало кто из московских спиннингистов не побывал на этой реке зимой хоть раз.
Читать
Алексей Климов
9 августа 2017
Как известно, в рамках модельного и размерного ряда, катушки разделяются на разные модификации редукций механизма. Проще говоря, они имеют различные передаточные отношения механизмов, и отличаются по своим скоростным возможностям.
Читать
Алексей Климов
2 августа 2017
Ловля рыбы спиннингом всегда была одной из самых популярных, а на сегодняшний день, как мне кажется, и вовсе занимает лидирующие позиции по количеству приверженцев, число которых неумолимо увеличивается, чуть ли не каждый день.
Читать